Икона Богородицы арапетская аравийская о всепетая мати молитва

Икона Богородицы арапетская аравийская о всепетая мати молитва

Икона Богородицы арапетская аравийская о всепетая мати молитва

История Арапетской иконы Божией Матери и в чем помогает образ, молитва

За время существования христианства написано большое количество образов с ликом Божией Матери. Первое изображение Богородичного лика принадлежит евангелисту Луке. Иконография насчитывает около 700 различных икон с образом Богородицы. Среди них есть и малоизвестные, но не менее чудотворные иконы. Одним из таких образов является икона с изображением Божией Матери, называемая Арапетской или Аравийской.

История создания Арапетской иконы Божией Матери

Арапетская икона является одним из самых старинных изображений Божией Матери. Но, кроме наименования, другие данные об иконе отсутствуют, информации о времени и месте ее появления не сохранилось. Существует несколько версий происхождения святого образа.

По одной из них, временем появления иконы считают IV век, даже называется определенный год – 301. Другая версия гласит, что данный Богородичный лик появился гораздо раньше – в I веке, во время путешествия святого апостола Фомы по Индии с проповедью евангельского учения.

У данного изображения святого лика есть еще одно, более известное наименование – «О Всепетая Мати». Такое название святой лик получил из-за слов, выведенных на церковнославянском языке по краю отделки мафория Небесной Царицы «О Всепетая Мати рождшая всех святых…». Данная фраза принадлежат 13 кондаку Великого Акафиста, а «Всепетая» переводится как «прославляемая всеми».

Богородичный лик «О Всепетая Мати» можно увидеть среди образов Сийского иконописного подлинника, составленного еще XVI-XVII веках.

Причем встречается несколько названий данной иконы. На одних изображениях она называется Арабской, на других – Аравийской.

Арапетский лик Богородицы относится к одному из самых распространенных иконографических типов – Одигитрия (Путеводительница).

Богоматерь на нем изображена по пояс, развернувшись на три четверти. Обеими ладонями Богородица поддерживает Святого Младенца, расположив их на одном уровне с предплечьями Иисуса Христа.

Руки Спасителя (полностью видна лишь левая, у правой заметна лишь кисть) приподняты, находятся на груди Святой Марии.

Особенно необычно выглядит облачение Богоматери:

  • хитон, выполненный в красно-коричневых тонах;
  • темно-вишневый мафорий, символизирующий горний мир;
  • на плечах, по центру головы расположены медальоны с изображением ангелов, представляющие собой древний символ Троицы.

Встречаются изображения, на которых голову Богородицы венчает широкий царский венец.

Верхняя часть туловища и ножки Спасителя оголены. Святой Младенец изображен в одном набедренном плате и гиматии. Одеяние Иисуса исполнено в редкой, неповторимой «облачной» форме, словно обволакивая, поддерживая и скрывая Святого Младенца.

Из-за того, что на Арапетской иконе имеются слова из акафиста, Богородичный лик часто располагают между сложносоставными святынями под названием «Акафистная». По этой причине некоторые верующие иногда по ошибке называют образ «О Всепетая Мати» Акафистным.

Значение и почитание в православии

В русской иконописи об этом типе иконографии стало известно с XVII века. Причем ее появление не имело отношения к какой-то определенной святыне. Образ был предназначен для символического прочтения гимнографического текста.

Но, несмотря на то, что Арапетское изображение Богоматери входило в перечень чудотворных Богородичных икон, день празднования иконы в православных месяцесловах, составленных в XIX веке, отсутствовал.

Почитание иконы «О Всепетая Мати» Православная церковь стала отмечать не так давно. Дата празднования чудотворного образа по календарю РПЦ выпадает на 19 сентября по новому стилю (6 сентября по старому календарю).

День памяти Арапетского святого образа внесен и в календарь РПЦЗ, но на 6 октября (19 октября по новому стилю). На этот же день установлено чествование Аравийской иконы Украинской Православной церковью.

О чем просят перед образом

Арапетская икона, как и любой Богородичный лик, обладает чудодейственной силой. Аравийский образ Царицы Небесной помогает больным и страждущим.

  • укрепить веру;
  • помочь в нахождении истинного пути;
  • поддержать в принятом решении.

Но к святому образу «О Всепетая Мати» обращаются не только при возникновении каких-либо проблем. Перед Аравийским святым ликом принято восхвалять Богородицу и благодарить за помощь и защиту. Известно много случаев, когда чудеса происходили не по просьбе молящегося, а по смирению и принятию всего случившегося в жизни.

Главное – верить и искренне молиться. Божия Матерь способна заглянуть в душу и сердце каждого, указав истинный путь.

Где найти святой образ

Икону Богоматери «О Всепетая Мати» можно увидеть в Благовещенском мужском монастыре г. Нежина.

Еще один список святого образа находится в Третьяковской галерее. Но Третьяковская икона немного отличается от Благовещенского образа. На голове Марии отсутствует венец, и Младенец находится с левой стороны, что встречается довольно редко.

Текст молитвы перед иконой

В молитвослове отсутствует специальная молитва, предназначенная для чтения перед Арапетской святыней. Перед святым образом «О Всепетая Мати» читается 13 кондак Великого Акафиста.

Молитвенный текст звучит следующим образом:

«О, Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая всех святы́х Святе́йшее Сло́во! Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа».

«О всепетая (т. е. воспеваемая всеми) Мати, родившая Слово, святейшее всех святых! Приняв нынешнее приношение (т. е. данную молитву – акафистное пение), избавь от всякой напасти и изыми от будущей муки всех, Тебе восклицающих: Аллилуиа».

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspИкона Пресвятой Богородицы «Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати)»

Варианты названия иконы:

  • Арапетская
  • Аравийская
  • О Всепетая Мати
  • О, Всепетая Мати

Статус в православии: Православная икона, упомянута в месяцеслове.

Дни празднования:

  • 19 сентября (6 сентября по старому стилю)

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-11-10.

Описание иконы Арапетская
Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии [2011]
Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени – I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии. Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Во[. ]

Икона Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников [2011]
Арапетская, или Аравийская, икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени её явления никаких не сохранилось. Одни относят её явление и прославление к началу IV века, называя конкретный год – 301. По другим же сведениям, явление Арапетской иконы относится к более раннему времени — I веку, и связано со святым апостолом Фомой во время его пребывания в Индии. Другое название иконы – «О Всепетая Мати» – следует из церковно-славянской надписи на кайме мафория Божией Матери строфы 13-го кондака Великого Акафиста Пресвятой Богородицы: «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа». Слово Всепетая» означает «всеми прославляемая». Всепетой Божия Матерь называется также в Каноне молебном к Богородице (песнь 3, песнь 4). На некоторых иконах Богородица увенчана широким царским венцом. Её облачения обычно сост[. ]

Описание иконы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати)
Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор — С. В. Булгаков [1913]
Аравийская или Арапетская св. икона прославилась в 301 г.; по мнению же некоторых, явлеяие ея относится к I в. Богоматерь изображена на ней склонившею Свою главу к сидящему на Ея правой руке Богомладенцу, лик Котораго обращен к молящимся, а руки простерты к Богоматери.

Описание иконы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
Аравийская или Арапетская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют только одни догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление ее к началу IV века, именно к 301 году. По другим же известиям явление ее относится к более раннему времени — I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда св. апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.

Изображения иконы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати)

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/user393418/data/www/pravicon/icon.html on line 312
Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон.

Страницы: [1] 2. Всего изображений: 42. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: «Арапетская» икона (в интернете ее часто ошибочно называют «Акафистной»).

Файл 31.jpg: |
Размер: 579×680, 0.39 MPix, 327 Kb.
Дата: 2009-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 42 (517) , 1 (29) .

Файл 11875.jpg: |
Размер: 571×690, 0.39 MPix, 97 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 38 (630) , 2 (52) .

Файл 11876.jpg: |
Размер: 524×632, 0.33 MPix, 83 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 30 (399) , 1 (22) .

Файл 11877.jpg: |
Размер: 575×690, 0.4 MPix, 57 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 31 (373) , 1 (24) .

Файл 11878.jpg: |
Размер: 563×690, 0.39 MPix, 143 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 30 (423) , 2 (26) .

Файл 11879.jpg: |
Размер: 594×690, 0.41 MPix, 85 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 28 (343) , 4 (23) .

Файл 11880.jpg: |
Размер: 592×690, 0.41 MPix, 77 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 28 (446) , 1 (24) .

Файл 11881.jpg: |
Размер: 575×682, 0.39 MPix, 144 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 28 (408) , 1 (21) .

Файл 11882.jpg: |
Размер: 567×690, 0.39 MPix, 120 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 25 (344) , 1 (19) .

Файл 11883.jpg: |
Размер: 562×690, 0.39 MPix, 99 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 25 (339) , 0 (25) .

Файл 11884.jpg: |
Размер: 1150×1586, 1.82 MPix, 809 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 35 (701) , 2 (43) .

Файл 11885.jpg: |
Размер: 533×679, 0.36 MPix, 174 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 30 (550) , 0 (29) .

Файл 11886.jpg: |
Размер: 329×529, 0.17 MPix, 141 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 29 (497) , 1 (30) .

Файл 11887.jpg: |
Размер: 1097×1246, 1.37 MPix, 571 Kb.
Дата: 2011-01-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 29 (489) , 0 (22) .

Описание: Икона «условно Арапетская». В книге «Невьянская икона» она представлена как [«Прежде Рождества Дева». Невьянская икона. Трефилий Васильевич Филатьев, 1871 г.], что, очевидно, является ошибкой.

Файл 14269.jpg: |
Размер: 1000×1169, 1.17 MPix, 413 Kb.
Дата: 2011-11-04, анонимно.

Рейтинг изображения: 27 (282) , 0 (12) .

Описание: Икона “Богоматерь Всепетыя Мати”. 35 х 29 х 4 см. 1797 г.

Файл 14420.jpg: |
Размер: 790×1052, 0.83 MPix, 167 Kb.
Дата: 2011-11-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 27 (354) , 0 (14) .

Описание: О, ВСЕПЕТАЯ МАТИ 2007. Палех. Иконописная мастерская «Одигитрия» 17 × 21 см. липовая доска, льняная паволока, левкас, яичная темпера, сусальное золото, олифа, лак. Частное собрание.

Файл 16767.jpg: |
Размер: 470×600, 0.28 MPix, 186 Kb.
Дата: 2012-03-25, анонимно.

Рейтинг изображения: 30 (487) , 1 (35) .

Описание: Икона «условно Арапетская». В книге «Невьянская икона» она представлена как [«Прежде Рождества Дева». Невьянская икона. Трефилий Васильевич Филатьев, 1871 г.], что, очевидно, является ошибкой.

Файл 17738.jpg: |
Размер: 1957×2265, 4.43 MPix, 1933 Kb.
Дата: 2012-06-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 20 (214) , 0 (13) .

Файл 19476.jpg: |
Размер: 658×900, 0.59 MPix, 677 Kb.
Дата: 2012-09-07, участник [tol].

Рейтинг изображения: 30 (258) , 0 (14) .

Файл 19480.jpg: |
Размер: 506×600, 0.3 MPix, 65 Kb.
Дата: 2012-09-07, участник [tol].

Рейтинг изображения: 26 (212) , 0 (14) .

Файл 19481.jpg: |
Размер: 600×800, 0.48 MPix, 127 Kb.
Дата: 2012-09-07, участник [tol].

Рейтинг изображения: 22 (188) , 0 (10) .

Файл 19482.jpg: |
Размер: 674×931, 0.63 MPix, 198 Kb.
Дата: 2012-09-07, участник [tol].

Рейтинг изображения: 20 (160) , 0 (11) .

Файл 19483.jpg: |
Размер: 600×717, 0.43 MPix, 192 Kb.
Дата: 2012-09-07, участник [tol].

Рейтинг изображения: 21 (159) , 0 (11) .

Описание: Фрагмент многочастной иконы

Файл 19484.jpg: |
Размер: 579×700, 0.41 MPix, 72 Kb.
Дата: 2012-09-07, участник [tol].

Рейтинг изображения: 28 (273) , 0 (10) .

Файл 19485.jpg: |
Размер: 600×719, 0.43 MPix, 150 Kb.
Дата: 2012-09-07, участник [tol].

Рейтинг изображения: 28 (244) , 0 (16) .

АРАПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

[Аравийская, «О, Всепетая Мати»] (празд. 6 сент.), относится к числу наиболее древних явленных икон Богоматери. Достоверных сведений об А. и. не сохранилось. Согласно преданию, время явления иконы связывают с проповедью в I в. ап. Фомой евангельского учения в Индии (Поселянин. С. 567). По др. версии, икона явилась в нач. IV в., в 301 (Там же) или 322 г. (Ровинский. С. 675).

Арапетская икона Божией Матери. 2-я пол. XIX в. (ЦАК МДА)

Арапетская икона Божией Матери. 2-я пол. XIX в. (ЦАК МДА)

Иконографический тип А. и.- Одигитрия Аристеруса (Младенец Христос на левой руке Богоматери), Младенец облачен в красные одежды, верхняя часть туловища обнажена, обе ножки не прикрыты (в нек-рых изображениях видна только пятка правой ноги). Отличительными особенностями иконографии являются изображенные на мафории в местах звезд головки ангелов в медальонах, вписанный в кайму текст последнего икоса акафиста Божией Матери («О, Всепетая Мати»), украшенная изображениями облаков ткань мафория. Перечисленные признаки встречаются как вместе (иконы 1-й пол.- сер. XIX в. (Музей СПбДА), 2-й трети XIX в. (ГНИИР), 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА)), так и отдельно; на иконе кон. XIX в. (Частное собр. Москва) — в правой руке Младенца свиток.

Прорись с А. и. приводится под 6 сент. в Сийском иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., упоминание о ней содержится также в Клинцовском подлиннике кон. XVIII в.

А. и. представлена в своде чудотворных икон Божией Матери на гравюрах нач. XVIII в. работы Г. П. Тепчегорского и на иконах XVIII — нач. XX в., напр. на вологодской иконе кон. XVIII — нач. XIX в. (ЧерМО), «Успение Богородицы и свод чудотворных икон Богоматери» XIX в. (ГТГ), иконе кон. XIX — нач. XX в. (ЦАК МДА). Иконография этих памятников отличается от традиционной, в частности, Младенец Христос изображен сидящим на правой руке Божией Матери, отсутствуют характерные изображения на мафории.

Согласно архиеп. Сергию (Спасскому), празднование А. и. не было отмечено в греч. и рус. месяцесловах (Месяцеслов. Т. 2. С. 274, Т. 3. С. 658), в т. ч. в офиц. календарях РПЦ XIX в. В совр. календаре РПЦ празднование А. и. указано и совершается 6 сент.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 675; Поселянин Е. Богоматерь. С. 567; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 53; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 47; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands. Bonn, 1992. S. 27; Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII — нач. ХХ в. М., 1996. С. 129. Кат. 41; Возрожденные шедевры Русского Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл.: Выставка. М., 1998. С. 62.

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

  • АРАНЬЯКИ
  • АРАПОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ НЕДЕЛИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Полезное

Смотреть что такое «АРАПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» в других словарях:

Арапетская икона Божией Матери — Список второй половины XIX века Дата появления: I век (по д … Википедия

ГУСЛИЦА — [Гуслицы], исторический регион на юго востоке Московской обл. (юг Орехово Зуевского р на, север Егорьевского р на), центр старообрядчества. Территория Впервые Г. как великокняжеская волость упоминается в 1331 г. в духовной грамоте вел. кн. Иоанна … Православная энциклопедия

Фома — один из 12 апостолов. Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил… … Православие. Словарь-справочник

Образ Девы Марии — Икона с изображением различных типов икон Богородицы Cм. также: Католическая иконография Богородицы Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения. Внешний вид Богородицы кроме… … Википедия

Православная иконография Богородицы — Икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) См. также … Википедия

«Не мы храним образ Божией Матери, это Она Сама бережет его и нас»

История

Явилась в 392 году на острове Кипре. Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.

С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения.

В чем уникальность святыни

Кипрская икона Божией Матери, хранящаяся в Киккском монастыре, уникальна. Это единственная святыня, полностью скрытая от глаз молящихся. Образ находится под драгоценным окладом, который повторяет контуры изображения, а оклад сокрыт драгоценной пеленой.

По преданиям, сила иконы настолько велика, что можно ослепнуть, глядя на нее без оклада. Что и случилось с александрийским Патриархом Герасимом в 1670 г, решившим приподнять покров. После этого он долго молил Богородицу о прощении и снова обрел зрение.

Чтимые чудотворные списки

Кипрская икона Божией Матери в селе Стромыни

Стромынский

Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния. О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что «по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями.» Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.

В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

Читайте также  Молитва Своему Святому по имени марина

Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.

О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля — в день исцеления девицы Марфа.

Нижегородский

Празднование 12 мая

Божия Матерь изображена сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.

Кипрская икона Божией Матери находившаяся в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.

Иные списки

В России известны еще списке Кипрской иконы Божией Матери находившиеся в Московской церкви святителя Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта была украшена богатым окладом.

Два Саввы и два Дубенских монастыря

Второй святыней Успенского храма в селе Стромынь являются мощи преподобного Саввы Стромынского – ученика Сергия Радонежского. Раньше они покоились под спудом в каменной часовне на Стромынском кладбище в шестистах метрах от храма, но в 1996 году прах преподобного перенесли в Успенскую церковь и поместили в позолоченную раку. Каменная часовня Саввы Стромынского осталась стоять на кладбище, хотя вход в нее закрыт.

До секуляризации церковных земель Екатериной II в Стромыни находился Успенский Дубенский монастырь. Его в конце XIV века основал по просьбе великого князя Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский. Обитель получила название по местной реке Дубенке. Князь и Троицкий игумен воздвигли Дубенский монастырь в благодарность Пресвятой Богородице за победу над Мамаем в Куликовской битве. Это редкий случай, когда обитель, основанная самим Сергием Радонежским и в честь такого важного исторического события, обеднела спустя столетия и исчезла. С XVIII века храмы бывшего монастыря обратили в приходские. В XIX веке взамен деревянных храмов возвели нынешнюю Успенскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

В 1859 году историк Михаил Владимирович Толстой обнаружил остатки еще одного Успенского монастыря на другой реке Дубенке. В разных редакциях жития преподобного Сергия и летописях имелись странные разночтения. Например, в одном месте основание монастыря относили к периоду после победы над Мамаем 1380 года, в другом – ко времени перед Куликовским сражением. Основателями Дубенской обители назвали то преподобного Савву, то Леонтия. М. В. Толстой предположил, что путаница возникла из-за того, что Сергий Радонежский основал сразу два монастыря с почти одним и тем же названием: Дубенский Стромынский и Дубенский Шавыкинский.

Второй Дубенский монастырь располагался в Александровском уезде на границе Владимирской и Тверской губерний на острове, окруженном четырьмя реками: Дубной, Дубенкой, Вытраской и Быстрицей. Летом 1859 года Толстой отправился в челноке на болотистый остров к Шавыкиной пустоши – месту, где по рассказам старожилов оставались следы Дубенского монастыря. Он писал: «На холме близ берега реки Быстрицы под тенью вековых сосен видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травой, и две часовни на месте прежде бывших храмов». В соседнем погосте Спас за Кубежье Толстой разыскал церковь, где хранили напрестольное Евангелие, крест, кадило и Иверскую икону из бывшего Дубенского монастыря. В то время Иверскую икону великим постом носили с крестным ходом в Шавыкино «к себе домой» в память об исчезнувшем монастыре. В другом селе Заболотье Толстой нашел икону Спасителя с надписью: «поступила из бывшего Успенского Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавыкине».

Обе исчезнувшие Успенские обители стояли на реках с одинаковым названием и имели двух тезок-игуменов из числа близких учеников Сергия Радонежского. По мысли М.В.Толстого, это были два разных человека. В подмосковном селе почитался Савва Стромынский, а в Шавыкино – Савва Сторожевский. После игуменства в Дубенском монастыре он уехал под Звенигород и прославился как основатель уже этой подмосковной обители.

От чего оберегает икона

Икона Кипрской Божьей Матери одна из самых сильных чудотворных образов в православии.

К ней обращаются с молитвами

  • О выздоровлении людей с тяжелыми заболеваниями, в частности тех, кто парализован. Также, об исцелении болезней, которые медицина считает неизлечимыми.
  • О прекращении эпидемии или предотвращении ее распространения. С давних времен перед иконой молились во время чумы, мора, холеры.

Также, иконе молятся, если в семье возникла тяжелая жизненная ситуация, о здоровье и благополучии своих родных и близких.

Иконография и значение

Композиционное решение богородичной иконы начала нового тысячелетия, стало предвосхищением алтарной мозаики более позднего периода. Таково мнение специалистов-иконографов.

Образ Богоматери Кипрской воплощает в себе Ее уподобление Христу. Дева Мария стала символом Божественного воплощения «Самим Жилищем Божьим».

Божия Матерь изображена одетой в мафории, которая покрывает голову и ниспадает до ног. Младенец Христос облачен в свободные одежды. Рука его приподнята для благословения.

Рядом с ними Ангелы с пальмовыми ветвями. В них заключен литургический смысл всего изображения. В древние времена в жарких странах маханием веток отпугивали назойливых насекомых от Святых Даров (пожертвований). Таков евхаристический смысл изображения Богоматери с Младенцем. Это образ предлежащей Жертвы и ее Вместилища.

Чудеса, совершенные возле икон

Все перечисленные иконы – чудотворные. Конечно, не всегда события записывались, но все же сохранились некоторые из них. К примеру, те чудеса, которые совершались возле Стромынской иконы, записывались. Самым первым было чудо исцеления девушки, которое описано выше.

Еще одним событием стало полное выздоровление крестьянина Алексея Порфирьева, который долго болел параличом, полностью потеряв подвижность. После молебна возле иконы он обрел былую подвижность и смог продолжить жить полноценно.

Подобные исцеления случались еще не единожды. Именно при двигательных проблемах наиболее сильно проявлялась сила иконы. По хроникам такое случалось еще по крайней мере два раза, когда верующие полностью излечились от расслабления рук и ног.

Очень большое исцеление случилось и с другим списком. Молитвами к кипрской иконе, которая находится в Нижнем Новгороде, в 1771 году было прекращено нашествие эпидемии моровой язвы, которая унесла множество жизней. Также произошло множество исцелений благодаря ее помощи. В то время икона переходила из дома в дом, где люди совершали перед ней молебны. Так происходили многочисленные исцеления.

Не менее значительны чудеса и Киккской иконы. Впервые о них упоминается в то время, когда икона переезжала в Константинополь, так как, несмотря на многочисленные нападения, она в целости и сохранности прибыла по месту назначения. Однако в двенадцатом веке ее перевезли на Кипр. Этому предшествовала цепочка удивительных событий. Правитель Кипра был наказан параличом за то, что он избил в гневе старца. Впоследствии он раскаялся, и старец сказал ему о своем видении. Правитель должен был привезти на Кипр икону Богородицы из Константинополя. Отправившись в путь, он обнаружил дочь императора в таком же состоянии, как и он. Это было знаком. Икону забрали и привезли на остров, где она продолжила делать свои чудеса.

АРАПЕТСКАЯ (АРАВИЙСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Арапетская или Аравийская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам явление ее относится к более раннему времени – I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.

Еще одно наименование иконы – «О Всепетая Мати» связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых. ». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в.

Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Иногда глава Божией Матери увенчана сказочной царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звездиц – символов девства – изображены три медальона с головами ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской».

На иконе из собрания Третьяковской Государственной галереи изображена Божия Матерь без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца Спасителя. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на этой иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа.


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Старинная икона Богородицы «О Всепетая Мати» в духе грозненского XVI века. Россия, старообрядцы 1860-1870 год

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом-искусствоведом специалистом по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственным судебным экспертом. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Старинная деревянная икона Пресвятая Богородица «О Всепетая Мати» или иначе именуемая «Арапетская-Аравийская» написана в старообрядческих иконописных мастерских , верно передавшими торжественный и загадочный дух живописи эпохи митрополита Макария. Икона написана во второй половине XIX века в период 1860-1870 гг. Икона: дерево, левкас, сусальное серебро на «отлип», темпера. Басма — медь. Икона раскрыта, укреплена. Произведена профессиональная музейная реставрация, коснувшаяся исключительно ключевых моментов авторской живописи, но в то же время не нарушившая целостности восприятия данной иконы, как архаичного памятника древнерусского искусства. Размер: 31х24х3 см.

  • В чем помогает икона
  • Подробное описание
  • Житие и молитва
  • Доставка и оплата

Перед Вами сейчас находится удивительный по силе и красоте, образ Богородицы, выполненный талантливым мастером в XIX веке, хотя по своему духу и исполнению икона явно тяготеет к ранним образцам, например, к временам царствования Ивана Грозного, к иконописи средневековья.
Икона, это сразу видно, была почитаема в семье, ей молились, ее использовали для душепотребных нужд. Икона несет на себе следы бытования и Вы видите, что хозяевам даже пришлось подобрать и заменить нижнюю часть составного басменного оклада. Такие следы бытования одновременно с желанием сохранить внешний привлекательный облик иконы говорят только об одном: эта икона действительно помогала людям в их жизни, а в благодарность за эту действенную помощь они заботились о сохранении благодатного образа!
Существовали в XIX-м столетии мастера-старинщики, которые пользовались, очевидно, древними и почитаемыми образцами, умели работать так, как работали великие иконописцы, заложившие основы удивительной, по красоте, русской иконописи.
В работе старинщиков мы видим не слепое подражание ранним образцам, а желание сохранить, приумножить то великое умение, тот порыв благочестия, сбережения канона, которое, безусловно, было дорого их сердцу и душе!
Посмотрите, с какой любовью и тщанием написаны образы Богородицы и Богомладенца, как икона ярка и контрастна, какими простыми и действенными художественными приемами мастер заставляет икону светиться, притягивать Ваш взгляд, удивлять своей выразительностью и добротой!
Икона в хорошей первозданной живописной сохранности, образ, который не потребует от Вас никаких дополнительных манипуляций, который будет радовать Ваших близких людей еще долгие десятилетия, может быть передан по наследству, как настоящая семейная реликвия!
Кстати, сейчас становится очень востребованным действием со стороны старшего поколения, или со стороны верующих родителей сделать подарок своим внукам, детям – преподнести им настоящую старинную икону, которая со временем будет только набирать свою ценность, будет незабываемым и дорогим душевным памятным подарком, который станет сопутствовать чадам во всей их жизни!
Оранжево-красная гамма в контрасте с почти черным цветом, охряные переходы цветов на ликах, пронзительная любовь Матери к Сыну, душевность, радость, скорбь – все сумел изобразить, донести до душ молящихся старинный мастер-иконописец!
Окаймленная составным латунным басменным окладом, отороченная ажурами накладных нимбов, икона Богоматери «О, Всепетая Мати» выглядит великолепно, небольшие потери по красочному слою ее нисколько не портят. Даже наоборот, небольшие утраты придают неповторимую архаику, демонстрируют, сколь долгую жизнь прожила икона, сохранившись исключительно для Вас!
Рассмотрите икону при дневном освещении, но когда она окажется в Ваших руках, в Вашем доме – затеплите перед ней негасимую лампаду или церковную свечу, с тем, чтобы увидеть совершенно другой образ: в вечернем сумраке Вы увидите, как в лучах огонька лампады чудесным оранжевым светом воссияют обрамления одежд, как засветятся трепетные лики, заиграют узоры оклада: да, перед таким образом Богородицы будет легко и приятно совершить благодатную молитву!
Первоисточник иконы не сохранился, однако справедливо полагать, что икона Богородицы «О Всепетая Мати» — одна из самых древних Богородичных икон!
Никаких сведений о явлении этой иконы не уцелело, есть только предположения, догадки. Некоторые исследователи полагают, что явление иконы и ее прославление состоялось в начале IV века, другие специалисты склонны считать датой ее появления I век, приурочивая это событие к проповеди апостола Фомы в Индии.
В России икона прижилась с названием «О Всепетая Мати», что соотносят с надписью по краю мафория Богородицы, содержащей слова из Великого Акафиста.
В русской иконографии образ Богородицы «Аравийской», или «Арапетской» (то есть «Арабской», «Арапской») начинает встречаться с XVII века. На образе Богородица изображается облаченной в красно-коричневый хитон и вишневый «облачный» мафорий, который олицетворяет горний мир. Отличительной особенностью образа Богородицы «О, Всепетая Мати» является изображение на голове и плечах, вместо привычных звездиц, трех ангелов в круглых медальонах. Эти ангельские лики часто толкуются православными богословами, как символический подтекст в изображении Святой Троицы.
На иконе Богородица предстает перед Вами в трехчетвертном повороте, она поддерживает Младенца Христа, сидящего на Ее коленях. Представленная икона является более частым изводом, реже Богородица изображается повернутой в другую сторону.

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.
Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево . Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней , даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector