Иисусова молитва земные поклоны

Иисусова молитва земные поклоны

Иисусова молитва земные поклоны

Молитва Иисусова: необыкновенная сила

Что такое Молитва Иисусова?

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Молитва — это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), — так сказал нам в Писании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами «Господи, помилуй» к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное — никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва — обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва — это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Иные названия Иисусовой молитвы

Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется «умное делание», «умно-сердечное делание» или «тайная молитва», «трезвение ума» и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.

Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося — только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.

Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это — практически невыполнимое условие. И это — не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это — тяжелое духовное упражнение.

История становления Иисусовой молитвы

В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову — называть в ней Иисуса «Боже наш» или «Сыне Божий». Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как

Боже, будь милостив ко мне, грешному

Суть споров о том, как правильно читать молитву Иисусову в том, что существовали ереси, признающие Иисуса Сыном Божиим, но не Богом, как считал еретик Арий, один из основоположников арианской ереси.

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен «восходить» христианиню

Он разделял молитву на четыре ступени.

  • Устную — когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
  • Вторая ступень — умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
  • Третья ступень — творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
  • Четвертая ступень — высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.

Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.

Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.

Читать также о молитве Иисусовой:

  • Молитва Иисусова — духовный океан, орошающий всю землю
  • Как правильно молиться в храме

Видео молитвы Иисусовой

Иисусова молитва земные поклоны

Цветник священноинока Дорофея

О размере правила

Мы со многими отцами и достославными людьми беседовали, какое подобает каждому исполнять правило в келье своей? А вот как святые отцы установили. Иному – пять кафизм, триста поклонов и пятьсот молитв Иисусовых. Иному – семь кафизм, четыреста поклонов и шестьсот молитв Иисусовых. Иному же – половину Псалтири, поклонов пятьсот и восемьсот молитв Иисусовых. А иному – всю Псалтирь, поклонов шестьсот и тысячу молитв Иисусовых. Иному же – всю Псалтирь, тысячу поклонов и две тысячи молитв Иисусовых. А иному – бдение в течение всей ночи и непрерывное подвижничество. И установили это отцы наши, рассудив: каждому по силам, по желанию и по совету духовников. Ибо многие не знают меры трудам и правилу своему, и как начинать правило в келье своей. И, словно во тьме, блуждают в неведении своем. Иногда безмерно много начинают исполнять. А иногда – крайне мало. Многие начинают с большого и снова оказываются делающими мало, не зная меры правилу своему. Но воистину похвально – завершить то, что начал.

Правило для неграмотных, если кто желает совершать молитву Исусову вместо церковного богослужения

За всю Псалтирь – шесть тысяч молитв Иисусовых. За половину Псалтири – три тысячи молитв Иисусовых. За кафизму – триста молитв Иисусовых, за Славу – сто молитв Иисусовых. За полунощницу – шестьсот молитв Иисусовых, за утреню – полторы тысячи молитв Иисусовых. За часы с междучасиями – полторы тысячи молитв Иисусовых, без междучасий – тысячу. За вечерню – шестьсот молитв Иисусовых. За великое повечерие – семьсот молитв Иисусовых, за малое повечерие – четыреста молитв Иисусовых. За канон акафистный – триста поклонов. За всенощную без заутрени – две тысячи молитв Иисусовых. А за всю всенощную церковную службу и за келейное правило – семь тысяч молитв Иисусовых в день. Из которых келейных – одна тысяча, а церковных – шесть тысяч.

Если кто имеет готовые пищу и одежду, тому девять тысяч молитв Иисусовых следует совершать за всенощную службу с заутреней и за келейное правило. И таким образом будет келейных – три тысячи, а церковных – шесть тысяч, а поклонов – триста за всенощное бдение, кроме аллилуйных, где по три поклона на Славах. А в пост, когда аллилуиа бывает, тогда семь тысяч молитв Иисусовых в день совершать за все вместе: и за церковное и за келейное правило.

Если кто имеет готовые пищу и одежду, то девять тысяч молитв Иисусовых совершать, а поклонов – шестьсот в день, кроме тех, что на Славах. А в остальные дни простые, когда нет ни поста, ни аллилуиа, ни всенощной, тогда за все вместе: и за церковное и за келейное правило – пять тысяч молитв Иисусовых в день. И таким образом будет церковных молитв – четыре тысячи, а келейных – тысяча.

А кто имеет готовые пищу и одежду, пусть совершает семь тысяч молитв Иисусовых в день, а поклонов – по триста в день за исключением тех, что на Славах. Или сколько кто может выдержать в день. Так и установить. Поскольку тому, кто сам готовит себе пищу и одежду и делает все необходимое, невозможно все это понести, по сравнению с теми, кто имеет готовую пищу, одежду и все остальное, необходимое.

О поклонах в предпраздничные и послепраздничные дни

Накануне владычных праздников и в попразднство до отдания праздника, весь год, и в седмицу мытаря и фарисея, за исключением Пятидесятницы и двенадцати дней между Рождеством Христовым и Крещением, субботних и воскресных дней, праздников в честь Господа, Богородицы и святых особенно важных, приходные и исходные поклоны в церкви есть. И на «Честнейшую…» тоже есть, и после девятой песни. И на ектениях, и во время молебнов, и во время обедни на ектениях, и три поклона на перенесении Святых Даров на Престол. И во время отпустов на «Честнейшую…» – по четыре поклона, а на «Слава Тебе, Боже наш…» – иерею по три поклона, до земли. А других земных поклонов не кладется. В кельях же все кладутся. Но опять же, за исключением субботних и воскресных дней, праздников в честь Господа и Богородицы, и великих святых, которым положено всенощное бдение. А в самый день праздника в честь Господа земных поклонов и поста не бывает ни в церкви, ни в кельях. Если же на какой-то день приходится «Аллилуиа», тогда все земные поклоны кладутся: и церковные, и келейные, – если даже нет поста.

О поклонах приходных и исходных[77]

Впятницу прекращаются земные поклоны в девятом часу дня. Так же и на праздники в честь Господа и Богородицы, в субботние и воскресные дни. И снова начинаются в праздник или в воскресный день на «Сподоби, Господи, в вечер сей…». А в кельях и до вечерни начинаются, чтобы не припоздниться. В субботние же и воскресные дни и на праздники в честь Господа и Богородицы и великих святых, которым положено всенощное бдение, приходные и исходные поклоны в храме и в кельях совершаются поясные. Только третий исходный, при выходе из церкви или по окончании келейного правила, всегда до земли кладется. А в Великий пост приходные и исходные земные поклоны кладутся, даже если есть всенощное бдение, за исключением субботних и воскресных дней.

И снова скажу: не совершаются земные поклоны ни в церкви, ни в кельях всю Пятидесятницу до Петрова поста и с Рождества Христова до Крещения.

Второе указание о поклонах на весь год, с отличительными знаками

О т Светлого Воскресения до Недели Всех Святых земные поклоны не совершаются. И во все субботние и воскресные дни, и на праздники в честь Господа и Богородицы, и великих святых, которым положено всенощное бдение, за исключением Великой Субботы, ни поста, ни великих – земных поклонов – не бывает.

Значки возле чисел определяют, что делать в какой день каждого месяца[78].Если три точки в разомкнутом круге , то в кельях в тот день положены поклоны, а в храме – нет. Если стоит крест, не обведенный кругом, то в храме поклонов нет, в келиях же кладущих поклоны отцы поощряют, не кладущих не осуждают. А если крест в круге: , то поклонов нет ни в кельях, ни в храме.

Месяца сентября[79] в первый день, в седьмой, в десятый, в двенадцатый, в тринадцатый, в четырнадцатый, в девятнадцатый, в двадцатый, в двадцать третий, в двадцать пятый, в двадцать шестой, в двадцать седьмой, в двадцать девятый .

Месяца октября в первый день, в четвертый, в пятый, в седьмой, в восемнадцатый, в двадцатый, в двадцать первый, в двадцать второй, в двадцать третий, в двадцать шестой, в двадцать восьмой, в двадцать девятый .

Месяца ноября. Первого, третьего, шестого, восьмого, тринадцатого, четырнадцатого, семнадцатого, двадцать первого, двадцать третьего, двадцать седьмого, тридцатого .

Месяца декабря. Третьего, пятого, шестого, девятого, тринадцатого, двадцать первого, двадцать пятого .

С Рождества Христова до Крещения земных поклонов не бывает ни в храме, ни в кельях.

Месяца января. Шестого, седьмого, одиннадцатого, двенадцатого, четырнадцатого, семнадцатого, двадцатого, двадцать третьего, двадцать пятого, двадцать седьмого, двадцать девятого, тридцатого .

Месяца февраля. Второго, восьмого, одиннадцатого, двенадцатого, двадцать четвертого .

Месяца марта. Девятого, двадцать пятого, тридцатого .

Месяца апреля. Семнадцатого, двадцать третьего, двадцать шестого .

Месяца мая. Первого, второго, третьего, седьмого, восьмого, девятого, пятнадцатого, двадцать третьего, двадцать четвертого, двадцать пятого .

Месяца июня. Первого, второго, восьмого, девятого, двадцать четвертого, двадцать девятого, тридцатого .

Месяца июля. Второго, пятого, двадцатого, двадцать четвертого .

Месяца августа. Первого, шестого, пятнадцатого, шестнадцатого, двадцать первое, двадцать третьего, двадцать четвертого, двадцать шестого, двадцать девятого, тридцатого, тридцать первого .

Вопрос: Кто такой инок?

Инок – исполнитель заповедей Христовых. Инок – совершенный христианин. Инок – подражатель и соучастник страстей Христовых. Инок – повседневный мученик. Инок – добровольный мертвец, по собственной воле и желанию умирающий в духовных подвигах ради Христа и Царства Небесного. Инок – столп терпения. Инок – глубина смирения. Инок – источник слез. Инок – подлинное сокровище чистоты. Инок – тот, кому смешны все красоты и наслаждения, слава и соблазны мира сего. Инок – чуткая душа, постоянно помнящая о смерти и побуждающая себя к молитве и прибодрствовании, и во сне. Инок – это постоянное превозмогание природы и неослабевающее охранение чувств. Инок – это чин и устроение бесплотных, жительство ангельское, проходимое в вещественном теле. Инок – тот, кто придерживается исключительно духовного образа мыслей и действий[80] в любое время, в любом месте и деле. А если не так, то это не инок. Ибо сказал Господь: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Не может непрерывно предстоять Богу, Ему служить, Божие помышлять и делать тот, кто не полагается на Господа Бога всем сердцем, во всех бедах и лишениях, страданиях, несчастьях и неудобствах, отбросив все заботы и попечения.

Об уповании на Бога

Как для мирянина чудовищное беззаконие – отречься от христианской веры, так и для принявших иноческий образ, преступно – отречься от этого великого образа. Лучше согрешить, временно согласившись со злом, чем вновь облечься в образ мира сего[81].

Если мы нарушим после крещения обеты наши, есть у нас то, что способно обновить и исцелить нас, покрыть и очистить согрешения наши – покаяние.

Если снова нарушим, есть у нас то, что способно еще раз обновить и исцелить нас, покрыть и очистить согрешения наши – иноческий образ.

Если и его нарушим по сатанинскому действию, то опять же есть у нас то, что способно обновить, исцелить и восстановить нас, покрыть и очистить согрешения наши – схима, великий ангельский образ, и покаяние.

Если же опять под воздействием злокозненного дьявола, его препятствий и коварств, согрешим и нарушим, все равно останется у нас то, что способно обновить и исцелить нас, покрыть и очистить согрешения наши – слезы и плач, злострадание и искреннее покаяние. Будем только надеяться, будем уповать на Всещедрого и Всесильного Господа Бога-Вседержителя и не будем отчаиваться. Ему слава всегда, и ныне, и присно, и во веки веков.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

ПОКЛОНЫ И ИИСУСОВА МОЛИТВА

ПОКЛОНЫ И ИИСУСОВА МОЛИТВА

У вас самих есть голова; мешает класть поклоны, без поклонов молитесь; поклоны — принадлежность молитвы помогающий, а не самая молитва. Молитва — то, что ум и сердце имеют к Богу. Изредка кладите поклоны. Молясь же, то на ногах стойте, то на коленях. Если творите молитву Иисусову, то начните не с 3000, а с 1000 и даже с 500, и потом прибавляйте. Дальше 3000 не заходите, разве потребность будет. Но лучше все зараз выполнять положенное число, и ночью. Днем же так вперемежку. не в счет почасту творить ту же молитовку. (Вып. 8, пис. 1337, стр. 92)

Читайте также

МОЛИТВА ИИСУСОВА

МОЛИТВА ИИСУСОВА Наставление желающим проходить умную Иисусову молитву…Вы ищете от меня не правила молитвенного, а всегдашней умной молитвы. Дело высокое и превышающее мои меры и достоинство. Я не смею и подумать противоречить словам Григория Паламы, что возможно

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова От сердца бо исходят помышления злая (Мф. 15:19) — так прорекли уста сладчайшего Господа Иисуса, Подвигоположника, Начальника и Учредителя делания истинного покаяния. После падения, после того, как человек возлюбил свою злую несовершенную волю более

Иисусова молитва

Иисусова молитва Православие – это не просто система приходов, монастырей, не просто епископы, священники и миряне той или иной, каноничной или не каноничной юрисдикции. Православие – это, прежде всего, духовная традиция, совершенно особая и, если так можно выразиться,

Иисусова молитва

Иисусова молитва Полный вариант этой молитвы звучит так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную). Начинать молиться Иисусовой молитвой можно уже на первых ступенях церковной жизни.Первое время следует проговаривать молитву вслух раз по

Иисусова молитва

Иисусова молитва Сегодня оставил этот мир отец моего мужа, Лакшманы Праны прабху. У него был рак печени, последняя стадия, и угас он очень быстро, легко, без боли. Я хочу рассказать про его уход, в нем было очень много необыкновенных вещей. Почти мистических.Незадолго до

Иисусова молитва

Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Краткие варианты молитвы на все случаи жизни: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Господи, помилуй. Иисусову молитву недаром называют «кратким Евангелием» – произнося эти слова, молящийся

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова Изгнанием памятования о зле и вселением в нас памятования о Боге, о добре нашему уму заграждаются «все его исходы», клонящиеся ко греху. Далее требуется от нас всяческое доброделание — долженствующее удовлетворение «влечению» ума [1, с. 286]. Для достижения

II. МОЛИТВА ИИСУСОВА

II. МОЛИТВА ИИСУСОВА 51. Сия божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя, есть следующая: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, Духа Святого и божественных даров подательница, сердца очищение, бесов изгнание,

Иисусова молитва

Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.Краткие варианты молитвы на все случаи жизни:Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.Господи, помилуй.Исповедание веры в Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, просьба о милости и помощи, упование на

Читайте также  Молитва от тревоги на душе

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова Молитва Иисусова приносит в сердце человека все добродетели, если, конечно, он при этом противится греховным помыслам. Без молитвы нельзя приобрести добродетели. Это вовсе не означает, что тот, кто возносит молитвы Господу, может делать все что угодно,

Иисусова молитва

Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Это краткая молитва, которую можно читать в любое время дня и ночи, перед началом любого дела и после его завершения, прося Всевышнего о помощи и благодаря за

3. Молитва Иисусова

3. Молитва Иисусова Молитва Иисусова — особый вид углубленной молитвы, известной у восточных подвижников с V века. О ее силе свидетельствуют все, кто вводил ее в свою жизнь. «Больше чем какая-либо другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешнаго

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,

МОЛИТВА ИИСУСОВА

МОЛИТВА ИИСУСОВА 1. Иисусова молитва и ее значение для молитвенного навыка. Теплота плотская и духовная. Их признакиНекоторые особые движения в теле и духе бывают от молитвы, но не у всех молитвенников одинаковы, у одних такие, а у других другие, следовательно, на них

Иисусова молитва

Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную).Молитвы перед вкушением пищиОтче наш, Иже ecu на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небес и и на земли. Хлеб наш насущный дождь нам днесь; и остави

inokinya_belaya

Мой журнал

Записано монахом Симеоном Афонским в период жизни в Лавре

Вознамерившись помолиться в горах от всей души, я улучил момент и пришел к отцу Кириллу:

– Батюшка, прошу вас, научите меня правильно молиться, потому что я все время сомневаюсь, верно ли я молюсь!Затаив дыхание, я сидел на стуле, сжавшись в комок и боясь нарушить глубокое молчание, в которое погрузился старец. Наконец, он промолвил:

– Похвальное желание, отец Симеон, похвальное, да. К сожалению, мне Иисусовой молитвой серьезно заниматься не пришлось. Но я слышал, как учили молиться Глинские отцы.
Во-первых, для занятия ею нужно как следует смирить тело. Человек ты еще молодой, поэтому прежде всего нужно научиться совершать поклоны с Иисусовой молитвой: земные – в посты и обычные дни, и поясные – по субботам, воскресеньям и в праздничные дни. Совершай поклоны до телесного изнеможения, потому что когда устает тело, то страсти тоже изнемогают, а помышления значительно уменьшаются. Это – то, что относится к телесному правилу.

Теперь – то, что относится к обузданию речи или нашего злейшего врага – языка. Для его усмирения и даются в монашеском правиле каноны и акафисты – Иисусу Сладчайшему и Матери Божией – акафист Благовещения. Наилучшее же правило для обуздания многоглаголания, которому цены нет, одно — это благое молчание. «На кого воззрю? – говорит Господь. – Только на кроткого и молчаливого, трепещущего словес Моих», да. то есть не говорить попусту, а лишь по делу и на пользу душевную себе и ближним. Это во-вторых.

А вот что касается сугубо монашеского правила, которое, однако, и мирянам полезно: Иисусова молитва со вниманием и с полным сосредоточением ума. Собери его со всем тщанием в самом себе, не давай ему шататься туда-сюда, ибо он постоянно норовит убежать в мир. Сиди на низкой скамеечке, не сутулься, дыши тихо и ровно, оставь все заботы и попечения о мирских делах и даже о монастырских. Если чувствуешь усталость, можешь стоять на коленях, опершись локтями на стул или табурет, но дело не в этом. А с великой мольбой сердечной говори в себе, то есть мысленно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Если будешь соблюдать это правило, не оставляя его и не делая больших перерывов, к тебе непременно придет милость Божия и ты стяжешь дух мирен, дух благодати. Так заповедали молиться Глинские старцы.

– Отче, я читал в «Добротолюбии» и в рассказах Странника духовному своему отцу, а также слышал от братии, что есть молитва с дыханием. Нужно ли мне ею заниматься? – вспомнил я разговоры среди монахов, которые обычно велись в великом секрете.

– Вот что скажу, отче Симоне: тебе так постоянно молиться не благословляю, ни к чему это, да. Многие монахи сильно повредили себе здоровье дыхательной молитвой. А у кого из отцов ты читал о такой молитве?

– У преподобного Григория Синаита, Каллиста и Игнатия Ксанфопулова. Мне монахи говорили: когда сильно борют страсти или обуревают дурные помыслы, тогда можно молиться следующим образом. На медленном вдохе говоришь «Господи Иисусе Христе», а на медленном выдохе – «помилуй мя!» Во время рассеянности ума такая молитва с дыханием хорошо помогает. Еще мне монахи рассказывали: когда чувствуется сильное разжжение похоти или приступы гневливости, то можно прибегнуть к следующему способу. Медленно и глубоко вздохнуть с мысленным произнесением «Господи Иисусе Христе», потом в совершенном молчании задержать воздух в легких и медленно выдохнуть с мысленными словами «помилуй мя!»

– Не советую тебе делать это часто, отец Симон! Все подобные искусственные приемы – лишь поддержка в молитвенной практике, больше уповай на покаяние и на помощь Божию! А в блудных бранях нет ничего лучше любезной для сердца молитвы: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

В келье вновь наступила тишина. Я старался как следует усвоить наставления отца Кирилла, а он молчал, перебирая четки.

– Батюшка, а в рассказах Странника есть другой способ молитвы Иисусовой: произносить «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» на каждый удар сердца. Я тоже пробовал в пустыне по пульсу молиться. – признался я.

– Как, как. Ну-ка повтори! По пульсу? — старец близко наклонился ко мне.

– Ну да! Прижимал пульс в левом запястье пальцами правой руки и так молился. — почувствовав изучающий взгляд духовника, я покраснел.

– Ни в коем случае, ни в коем случае, иеромонаше. Ведь это все относится к благодатной молитве или, как ее называют кавказские подвижники, – самодвижной. Такая молитва приходит лишь с благодатью и то не ко всем, а кому дано! Иначе только сердце испортишь, не стоит, не советую. Лучше отдай все свое внимание возлюбленному Христу, чтобы возлюбить Его всем сердцем, всею душею, всем разумением своим и всеми помышлениями своими! Так-то, молитвенниче и пустынниче. – улыбнулся старец. – Возрастай-ка лучше в покаянии, в смирении да в послушании. Кто искренно, без хитростей и приемов прилежит к этим добродетелям, тот и стяжает в свое время непрестанную молитву.

– Понятно, отче, благословите!

– Бог тебя благословит! Ну что, Симоне Ионин, любиши ли мя? –спросил, улыбаясь, отец Кирилл.

– Да, батюшка, вы знаете, что я люблю вас. – ответил я со слезами на глазах.

Непрестанно молитесь: древнерусский лайфхак

На Руси очень серьезно относились к словам Священного Писания о непрестанной молитве. Вся жизнь и весь быт были выстроены вокруг […]

На Руси очень серьезно относились к словам Священного Писания о непрестанной молитве. Вся жизнь и весь быт были выстроены вокруг суточного богослужебного круга. Однако предстоять в молитве в церкви или дома перед образом по понятным причинам могли лишь единицы из иноков-подвижников. Выход был найден: символический русский ум переработал опыт восточных отцов и создал лестовку – знаменитое отечественное приспособление для непрестанной молитвы.

В «Цветнике» священноинока Дорофея есть слова: «Моление непрестанное, молитва Иисусова и другие духовные подвиги достойней всех земных вещей, дел и умствований». В наши дни сложилось ошибочное мнение, что Иисусова молитва есть удел лишь священников и монахов. Но это не так. Мы все призваны к постоянному диалогу с Богом, потому нам требуются совершенные инструменты, проверенные временем и христианскими подвижниками. Иисусова молитва держит нас на плаву в океане мирской суеты, не дает впасть в отчаяние, дает воодушевление, приводит в разум раздергивающийся на пустое мозг.

Молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную) – имеет прообразы в Евангелии. Так, слепой Вартимей по выходе Иисуса из Иерихона кричал: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». (Мк. 10, 47). Появление Иисусовой молитвы относят к наставлениям Макария Египетского (IV век). И в Византии, и на Руси совершение этой молитвы считалось необходимым для христианина, будь то епископ или мирянин. За время существования Церкви Христовой написано довольно трактатов и пояснений об этом «источнике благодати». Но нужно отметить, что Иисусова молитва требует внимания, рассудительности, благоговения и покаяния, то есть серьезного подхода.

Поскольку мы являемся существами телесными, нам нужны физические и материальные выражения нашей веры: храмы, иконы, книги, молитвенные предметы. Для совершения Иисусовой молитвы (и не только) в незапамятные времена была придумана вервица. Установил эту праматерь русских четок Василий Великий. На Руси она превратилась в лестовку, обросла назидательным символизмом и дошла до наших дней.

Слово «лестовка» является уменьшительным от «лестницы». Такое название русские четки получили из-за своего внешнего вида. Лестовка представляет собой зашитые в кожу бобочки (березовые округлые дощечки), которые напоминают гибкую лестницу. Молитвенный предмет начинается и замыкается четырьмя сшитыми друг с другом с двух сторон треугольниками – лапостками (лепестками). Они символизируют четырех евангелистов и единство их учения. Треугольная форма установлена в честь Пресвятой Троицы. Внутри лапостков, словно в маленьком колокольчике, на «языке» нашиты 7 передвижек, по числу церковных таинств. Они используются для отсчета количества «пройденных» лестовок. Лестовку принято держать в левой руке, между средним и безымянным пальцами, а передвигать – большим пальцем. На первых трех ступенях-бобочках читается молитва «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» с поясным поклоном. Затем следует свободное пространство, именуемое «землей». В этом месте молящийся произносит «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». А затем переходит к бобочкам с Иисусовой молитвой. Стоит отметить, что мастера при изготовлении лестовок, как правило, вставляют в ступени маленькую бумажку с написанной на ней от руки Иисусовой молитвой.

Перед молящимся – 12 молитв Иисусовых. Их рекомендуется совершать с земным поклоном (если молитва совершается перед образом, о чем позже). Этот «ряд» символизирует 12 апостолов, «которые со Христом по земле ходили». Затем молящегося ожидает «великая» ступень с молитвой «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си» и земным же поклоном. И вновь – Иисусова молитва с поясными поклонами, 38 раз. Здесь «лесвичное богословие» напоминает нам, что «Богородица 38 недель Христа во чреве носила». Затем следует вторая «великая» ступень – «Помяни мя, Владыка, егда приидеши во Царствии Си». После этой молитвы с поясными поклонами еще 33 – Христос 33 года «по земле ходил». «Великая» «Помяни мя, Святый, егда приидеши во Царствии Си» и 17 молитв Иисусовых с земным поклоном напоминают нам о количестве ветхозаветных пророчеств о Христе. Мы оказываемся на свободном месте, называемом «небо», творим молитву Слава, И ныне, трижды «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже». Вот и закончилась лестовка. По ее окончании читается 3 раза «Господи, помилуй» и Слава, и Ныне.

«Лестовка возникла во времена, когда книг было очень немного, видеолектории и подкасты отсутствовали. Поэтому многое требовалось объяснять наглядно. Да и само символическое устройство – хорошее напоминание для христианина»

Кому-то эта схема может показаться сложной, но она очень быстро осваивается, и, как станет понятно позже, лестовка применима в самых разных ситуациях, в том числе и на богослужении. Например, первые 12 ступеней до большой или от той же первой «великой» до второй (40) очень помогают не загибать пальцы во время положенных на службе «Господи, помилуй», а перебирать лестовку пальцами и сосредоточиться на молитве. Для кого-то символизм лестовки иногда кажется диким и излишним. Но чтобы понять, зачем он, стоит вспомнить, что лестовка возникла во времена, когда книг было очень немного, видеолектории и подкасты отсутствовали. Поэтому многое требовалось объяснять наглядно. Да и само символическое устройство – хорошее напоминание для христианина. Кстати, с лестовкой на многих иконах изображается Серафим Саровский, а совсем недавно производством русских четок довольно серьезно занялись на Валааме.

В «Уставе о домашней молитве» довольно подробно предложено по немощи, неграмотности или обстоятельствам, приведшим к отсутствию в храме на службе, заменить весь богослужебный круг чтением молитв по лестовке. И здесь также есть вариации: без поклонов (что предполагает и молитву во время делания каких-то дел и просто физических перемещений в пространстве), с поклонами и в самом упрощенном варианте для больных людей. Обратимся к уставным указаниям.

Правило молитвы по лестовке без поклонов:

  • За полунощницу: шесть сот молитв.
  • За утреню: полторы тысящи.
  • За часы без почасия: одну тысячу; с почасием: полторы тысячи.
  • За вечерню: шесть сот.
  • За великий немифон: семь сот.
  • За малую павечерню: четыреста.
  • За вечерню: триста поклонов.
  • За немифон: триста поклонов.
  • За павечерницу: двести поклонов.
  • За полунощницу: триста поклонов.
  • За утреню: семь сот поклонов.
  • За первый час: сто пятьдесят поклонов.
  • За часы: пять сот поклонов; за часы с почасием: семь сот пятьдесят поклонов.

Несмотря на то, что выше мы рассматривали варианты с земными и поясными поклонами, устав говорит, что все поклоны – поясные. Добавление земных «подвигов» – на усмотрение молящегося. На 38 и 33 ступенях также могли добавлять молитвы Богородице и другим святым, на усмотрение молящихся. Или всем сразу: «Святии вси, молите Бога о мне, грешнем».

Есть и совсем облегченные правила:

  • За вечерню: двести поклонов.
  • За павечерню: сто поклонов.
  • За полунощницу: двести поклонов.
  • За утреню: четыреста поклонов.
  • За первый час: сто поклонов.
  • За часы: триста поклонов.

И при самой «крайней нужде» (болезнь, время, иные обстоятельства):

  • За вечерню: сто поклонов.
  • За павечерню: пятьдесят поклонов.
  • За утреню: двести поклонов.
  • За первый час: пятьдесят поклонов.
  • За часы: двести поклонов.

Лестовкой можно было заменить чтение Псалтыря. Вновь обратимся к уставу.

  • За весь псалтырь: шесть тысяч молитв Иисусовых.
  • За кафизму: триста молитв.
  • За славу: сто молитв.

Отдельно стоило бы сказать о древнерусской практике подготовке к Причастию с помощью лестовки. Из Византии на Русь пришел обычай редкого причащения. Скорее всего, это было связано с высоким уровнем благочестия… и трудной подготовкой. Желающему причаститься надлежало говеть неделю (!) и читать Правильные каноны. В их отсутствие предлагалось ежедневно молиться 10 лестовок, причем 3 из них – полностью с земными поклонами. По немощи разрешалось сокращать их количество до 7. Однако даже это нам, современникам, далеко не всем сегодня будет под силу.

Как видим, на Руси (а сегодня в среде старообрядцев, единоверцев и ряда православных христиан) лестовка при своей компактности становится поистине универсальным «молитвенным щитом». Изготовить «орудие против супостатов» можно самостоятельно, все материалы находятся в свободном доступе.

Великий пост – прекрасное время для погружения в чистые воды молитвы. Святые отцы называют молитву делом дел, а для нас она становится «хлебом насущным», без которого просто невозможно представить христианина. Традиция молитвы по лестовке в наши дни начинает возрождаться, и, будем надеяться, станет полезной и нам, современным христианам.

Главная

Беседы о Иисусовой молитве. Часть 1

Однажды к одному опытному авве подошел его ученик, на котором лежало послушание исповеди и попечения о духовных чадах, и спросил: «Скажи, что мне делать и чему учить моих чад, чтобы они спаслись и наследовали Жизнь Вечную?». Тот ответил: «Научи их правой вере, всегдашнему покаянию и непрестанной молитве».

О правой вере вы слышите в храме постоянно. О покаянии слышите на общей исповеди. А о той непрестанной, сердечной молитве, которая должна быть у каждого из нас, хотелось бы сказать несколько слов сегодня. Апостол Павел нам говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Это не преувеличение и не гипербола: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». И он же говорит: «Хочу, чтобы воздевали мужи чистые руки и молились всегда непрестанной молитвой на всяком месте и старались об этом со всяким постоянством. И вы, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный в жилище Богу».

Значит, каждый человек может стать храмом Божиим, и простой дом от дома молитвы отличается наполненностью молитвы, даже если этот дом сделан из бывшего магазина, клуба или школы. И наоборот, если в храме нет сердечной молитвы или нет молитвы вообще, то он не отличается ни от какого другого дома или здания. Милостью Божией каждый человек может стать храмом Божиим, если он будет ревновать об этом. И нам святитель Иоанн Златоуст говорит: «Умоляю вас, братия, никогда не нарушайте и не призирайте правила молитвы сей, не отлучайте сердце свое от Бога, но пребывайте с Ним».

И святыми отцами из множества молитв, которые даны нам святой Церковью, для того, чтобы по легкости и краткости молитва была присуща нашему уму, сердцу, языку, дыханию, была выбрана и узаконена молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более краткая молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Это пятисловная молитва, которая в основном, рекомендуется для начинающих, потому что полную, восьмисловную молитву, порой бывает читать тяжело потому что среди произнесения слов этой молитвы проникают еще какие-то иные, посторонние мысли. Нам Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо не найдешь ни на небе, ни на земле оружия сильнее этого».

Многие из вас могут сейчас сказать: «Мы простые, мирские люди, обремененные делами, работой, суетой, зарабатыванием на хлеб насущный, — и вдруг, какие-то совершенно не понятные, запредельные вещи?» Но святитель Григорий Палама говорит: «Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанный всегда молиться, а не миряне. Нет и нет! Все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве». Святитель Григорий Богослов говорит нам, что «чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. Имейте во внимании способ молитвы, как можно непрестанно молиться, именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо, и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться. Телом будем работать, а душою молиться».

Такой же вопрос о непрестанной молитве задали старцу Силуану Афонскому, который, как мы знаем, нес тяжелейшее послушание эконома на святой Афонской земле. В этом монастыре до революции было 3000 русских монахов, было несколько скитов. И при этом огромном монастыре старец Силуан имел послушание эконома. И когда к нему приходили для духовной беседы и жаловались, что за суетой, за послушанием, связанным с определенными умственными или физическими нагрузками, не могут всегда памятовать о Боге, то он отвечал: «Любить Бога никакие дела не мешают».

Святитель Феофан, затворник Вышинский говорит: «Возьмите пример из житейской жизни. Возьмите молодого юношу и молодую девушку, которые только начали дружить и друг с другом встречаться. Они так проникаются памятью друг о друге, что едят ли, пьют ли, ложатся ли спать, непрестанно думают друг о друге, потому что между ними вдруг загорелась любовь. Вот так и нам надо любить Бога и любить Его никакие дела не мешают».

С чего можно начать нам в этой сегодняшней суете жизни? Святитель Феофан говорит: «Научиться молитвенному духу и стяжать молитвенный дух помогают богослужения, службы. Именно во время этих продолжительных богослужений попробуйте не мыслью растекаться повсюду, а навыкните во время богослужения, когда поются или читаются те или иные молитвы, повторять про себя, шепотом Иисусову молитву. Сначала, может быть, это будет 10, 20, потом 100 молитв во время Всенощного бдения, и так постепенно навыкните к этому».

Но у нас есть и повседневная жизнь. И преподобные Оптинские старцы дают нам такой совет: как только проснулись, как только начался день, осените себя, даже еще лежа на кровати, крестным знамением, поцелуйте нательный свой крестик и трижды прочитайте молитву Иисусову. Потом вставайте, идите умываться, и во время этого хождения, во время умывания, продолжайте читать молитву Иисусову и она будет вам, как бы неким подогревом для утренних молитв. Когда вы встали перед иконами и хотите начать читать утренние молитвы, прочитайте 10 Иисусовых молитв с поясным поклоном, это будет способствовать собиранию вашего ума воедино. Сначала 10 молитв перед утренним правилом, потом 20, потом может быть и больше. И полюбится, быть может, вам эта молитва. А потом старайтесь в течении дня, когда есть такая возможность, растворять все ваши мирские дела, памятованием этой кратенькой молитвы. А когда закончится день, перед вечерними молитвами, также с поясными поклонами прочитайте несколько Иисусовых молитв и так опять соберете ум воедино. Именно с поклонами, именно с утруждением тела, потому что святитель Игнатий, епископ Кавказский нам говорит, что «земные поклоны перед молитвой (а для нас, немощных, хотя бы поясные) уменьшают впечатление дневных попечений».

Читайте также  Молитва чтобы покойники не снились

Те мысли, переживания, какие-то проблемы, которые преследовали нас в течении всего дня, будут уходить на второй план, потому что душа молитвы – это внимание, и там, где нет внимания, там нет души у молитвы. Мы часто читаем утренние и вечерние молитвы, и, прочитав, отходим не понимая: молились ли мы или нет. Почему? А потому что как Бог Триедин, так и молитва должна быть триедина: ум должен понимать читаемое, когда мы произносим слова, мы должны разуметь, что читаем, а сердце должно откликаться на т, что мы читаем. Если мы говорим «благодарю», значит, сердце должно быть благодарным Богу. Если говорим слова покаяния, то само сердце должно откликаться на эти слова.

Так что мы должны молиться умом, чувством и сердцем, со вниманием и покаянием. И тогда это будет цельная, настоящая молитва. А о том, какие плоды может принести молитва Иисусова, какое делание, какое очищение, какая благодатная жизнь может вдруг возгореться в сердце христианина, человека, любящего Бога, поговорим в следующий раз.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector