Феофану затворнику молитва

Феофану затворнику молитва

Феофану затворнику молитва

Православная Жизнь

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

Святитель Феофан, затворник Вышенский

В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

Молитвы

Тропарь святителя Феофана, затворника Вышенского, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Феофана, затворника Вышенского, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Феофану Затворнику

О, святи́телю о́тче Феофа́не, архиере́ею пресла́вный и преди́вный затво́рниче, Бо́жий избра́ниче и Та́ин Христо́вых служи́телю, богому́дрый учи́телю и апо́стольских слове́с изря́дный изъясни́телю, оте́ческих добротолю́бных сказа́ний списа́телю, христиа́нскаго благоче́стия изя́щный пропове́дниче и жи́зни духо́вныя иску́сный наста́вниче, по́двигов мона́шеских усе́рдный ревни́телю и всем лю́дем благода́ти хада́таю! Ны́не к тебе́, на Небесе́х Бо́гу предстоя́щему и о нас моля́щемуся, припа́даем и си́це взыва́ем: испроси́ у всеще́драго Бо́га Це́ркви Росси́йстей и стране́ на́шей мир и благостоя́ние, святи́телем Христо́вым – и́стины Боже́ственныя досто́йное охране́ние, па́ствы до́брое окормле́ние, лжеучи́телей и еретико́в изря́дное посрамле́ние; подвиза́ющимся – смире́ние, страх Бо́жий и чистоту́ душе́вную и теле́сную; учи́телем – богове́дение и му́дрость, уча́щимся – ре́вность и по́мощь Бо́жию; и всем правосла́вным – утвержде́ние на пути́ ко спасе́нию, да вку́пе с тобо́ю просла́вим Бо́жию Си́лу и Прему́дрость, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, со Безнача́льным Его́ Отце́м, с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святитель Феофан Затворник: Об отношении к житейским делам

Продолжаю речь на Вашу жалобу о неустроении мыслей по причине житейских занятий.

Без дела как быть? Будет грешная праздность. И работать что-нибудь надо, и кое-какие по дому хлопоты исполнять. Это долг Ваш. И внешних отношений пресечь нельзя. Надо держать их, и держать достодолжно. Это долг общежития человеческого. Но все такого рода дела и занятия можно и должно справлять так, чтобы они не отбивали мысли о Боге. Как же это?

Есть у нас поверье, и чуть ли не всеобщее, что коль скоро займешься чем-либо по дому или вне его, то уже выступаешь из области дел Божеских и Богу угодных. Оттого когда породится желание жить богоугодно или зайдет речь о том, то обыкновенно с этим сопрягают мысль, что уж коли так, то беги из общества, беги из дома в пустыню, в лес. Между тем и то и другое не так. Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, суть Богом определенные дела, исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских.

Имея такое неправое поверье, все так уж и делают, что при житейском и общественном и заботы никакой не имеют о том, чтобы думать о Боге. Вижу, что это поверье и Вами владеет. Извольте же отбросить его и убеждение возыметь, что все, что Вы делаете по дому и вне, по делам общежития, как дочь, как сестра, как московка теперь, есть Божеское и Богу угодное. Ибо на все сюда относящееся есть особые заповеди. Заповедей же исполнение как будет неугодно Богу? Своим поверьем Вы точно делаете их неугодными Богу, потому что исполняете их не с тем расположением, с каким хочет Бог, чтобы они были исполняемы. Божеские дела не по-Божьему у Вас творятся. Они и пропадают даром, и еще от Бога ум отбивают.

Исправьте же это и отселе начинайте все такие дела делать с сознанием, что так делать заповедь есть, и делайте их, яко заповедь Божию исполняюще. Когда Вы так настроитесь, то ни одно дело житейское не отдалит Вашей мысли от Бога, а, напротив, приблизит к Нему. Все мы — рабы Божии. Каждому Он назначил свое место и дело и смотрит, как кто исполняет его. Он везде есть. И за Вами Он смотрит. Содержите сие в мысли и всякое дело делайте, как бы оно было поручено Вам прямо от Бога, каково бы это дело ни было.

Так делайте дела по дому. А когда кто совне приходит или сами выходите вовне, держите в мысли в первом случае, что Бог Вам послал то лицо и смотрит, по-Божьему ли Вы его примете и к нему отнесетесь, а во втором — что Бог поручил Вам дело вне дома и смотрит, так ли Вы сделаете его, как Он хочет, чтоб Вы его сделали.

Если настроитесь так, то ни домашнее, ни внедомовое — ничто не будет отвлекать ума Вашего от Бога, а, напротив, будет держать при Нем, с соображением, как бы сделать дело приятно Богу. Все будете делать со страхом Божиим, а сей страх будет поддерживать неотступное внимание к Богу.

А то, какие дела по семье и вне оной угодны Богу, это извольте уяснить хорошенько, взявши в руководство книжки, в которых излагаются должные здесь дела. Хорошенько уясните, для того чтобы в нынешних житейских и общественных порядках отделить от достодолжного все то, что внесено сюда суетностью, страстями, человекоугодием и мироугодием. Но от всего этого после изъявленной Вами решимости жить богоугодно Вы, конечно, и без особых напоминаний устранитесь.

Кроме сказанного поверья, прививается к делам нашим еще некая, назову так, немочь. Это — забота. Что всякое дело, сознанное достодолжным, надо делать со всем усердием — это есть долг, огражденный страшным прещением: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением. Но забота, или многозаботливость, точащая сердце и покоя ему не дающая, есть болезнь падшего, который взялся сам устроить свою судьбу и мечется во все стороны. Она разбивает мысли и даже на том деле, о котором хлопочет, не дает им сосредоточиться. Так вот извольте вникнуть и, если найдете, что и Вас одолевает иногда эта забота, потрудитесь прогнать ее и не давать ей хода. Усердие к делам имейте и, делая их со всем тщанием, успеха ожидайте от Бога, Ему посвящая и самое дело, как бы оно мало ни было,- а заботу подавляйте.

Сделайте так — и Ваши занятия и дела житейские не будут Вас отвлекать от Бога. Помоги Вам, Господи!

Молитва Феофану Затворнику Вышенскому

Феофан появился на свет в Орловской области у священника Василия 10 января 1815 года и при рождении звался Георгием Говоровым. Как сын священника, причем чрезвычайно благочестивого и пользующегося большим уважением, сообразительный, талантливый ребенок последовал путем своего отца и поступил на обучение в Духовную Семинарию.

Мать мальчика была невероятно добра, именно от нее, на которую был очень похож внешне, Георгий и унаследовал эту черту характера, а также кротость. Так что детство будущего монаха проходило счастливо в окружении любящей семьи и общении с еще тремя братьями и тремя сестрами.

Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний

5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко

Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей

После Семинарии была Духовная Академия. Феофану посчастливилось иметь интересных и умнейших учителей, которые стимулировали его и без того пытливый ум к получению еще более качественного образования и к расширению его мировоззренческих и духовных границ.

Уже в Академии была замечена склонность Георгия к уединению, отмечались его рассудительность, трудолюбие и степенное поведение. Впоследствии годы обучения Феофан вспоминал с восторгом. По окончании Академии Георгий и стал монахом, взяв имя Феофан.

Он занимался преподавательской деятельностью и достигал очень хороших результатов у студентов. Твердой базой его преподавания стала христианская любовь к ученикам. Феофан не только обучал своих учеников, но и организовывал для них полезный труд и интересный отдых.

Чтение духовное умиротворяет душу

Благодаря своим выдающимся качествам, монах быстро поднимался по карьерной лестнице и дослужился до звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры, а потом и до архимандрита и настоятеля монастыря. Вел обширную проповедническую работу. Каждая его проповедь была живой, исходила от сердца, но не была речью с заученными и прописными истинами.

В 1847 г. была организована поездка в составе Духовной Миссии по Святым местам, и Феофан посетил Иерусалим, старинные монашеские поселения, где проделал огромную духовную работу, вел беседы со святыми старцами, изучал ценнейшие рукописи. Феофан, обладая большими способностями к иностранным языкам, овладел французским и греческим, познакомился с арабским и еврейским. Кроме того, он выучился иконописи, столярным и токарным работам.

Когда началась Крымская война, Феофан вернулся в Россию и вновь обратился к преподавательской деятельности. А когда дослужился до Епископа, начал устраивать церковноприходские школы, чтобы повысить уровень образования народа. Также он основал епархиальное учебное заведение для женщин. В 1866 году Феофан обратился с прошением позволить ему отправиться на покой в Вышенскую пустынь, чтобы совершить новый духовный подвиг и стать затворником.

Монах много писал, дабы вразумить грешников, отвечал на вопросы населения, наставлял на путь истинный нуждающихся. Феофан создал большое количество трудов, с которыми обязательно стоит познакомиться любому православному человеку.

Монах обожествлял природу, любовался ее великолепием, часто наблюдал за звездами, имея телескоп. Много читал и имел очень крупную библиотеку не только русских, но и зарубежных сочинений на иностранных языках, которые он читал в оригинале. К сожалению, библиотека Феофана затворника затерялась.

Умер Феофан Затворник очень спокойно (зимой 1984 г.) и через несколько лет его канонизировали.

О чем молятся

Феофан Затворник является покровителем миссионеров, церковных учителей и семинаристов. Ему молятся, чтобы укрепить веру, за спасение тех, кто попадает в секты, в искушениях, а также о других земных делах и чаяниях.

О молитве

Книга «О молитве» – величайшее духовное наследие святителя Феофана Затворника, посвященное важнейшей части жизни каждого христианина – молитве. Перед вами молитвенные правила и практические советы о молении для верующих. *** Автор книги св. Феофан – необычайный человек и плодотворный писатель. Побывав преподавателем и руководителем духовных учебных заведений, членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, епископом, в 1872 г. Феофан уходит в затвор (откуда и его прозвание – Затворник), в котором пробудет до конца своей земной жизни целых 28 лет. Впрочем сам Феофан Затворник утверждал, что он затворился «не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Известны слова св. Феофана по этому поводу: «Когда молитва твоя до того укрепится, что все будет держать тебя в сердце пред Богом, тогда у тебя и без затвора будет затвор…» Св. Феофан Затворник не писал специально догматических трудов. Основные темы его сочинений – нравственное богословие и аскетика. Феофану принадлежит множество толкований Св. Писания и переводов (прежде всего «Добротолюбия») древнехристианской аскетической литературы.

Оглавление

  • Молитвенное правило

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Молитвенное правило

Молитвенное правило

На молитвенном правиле приутруждать себя надо. В монастыре святаго Саввы на каждую молитву Иисусову кладут поясной поклон, а после каждаго десятка земной. Так и вам можно. Положить, — известное число молитв говорить стоя, без поклонов. Это есть в правиле отца Серафима. Как впрочем, применитесь. Только утруждать себя надо, хоть в меру. А то льгота малая поведет к большой, и все можно разорить. Когда станете на правило, а голова разсеянничает, так что с нею не управишься, понудить ея надо к порядку, сначала какими — либо мыслями остепеняющими: ибо это значит, что страх отошел, и душа стала неукротимою. Если это не поможет, возьмитесь читать какия — либо молитвы, и читайте со вниманием, пока соберется в себя ум. Когда станет он в строй, тогда начинайте поклоны. Кладущий поклоны с разсеянною головою есть трость, ветром колеблемая. Впрочем, этот блаженный труд сам научит вас, как в каком случае действовать.

(№ 708. письмо 719. вып. 4. стр. 123.)

Молитвенное правило

Молитвенное правило держите, как есть; только в механизм обратить поостерегитесь. Форма пустая — что есть? Надо душу в нея влагать. И богомыслия не забывайте, и чтения, и телеснаго труда. Да и ничего не надо забывать. Труженнический путь есть. Внимать надо, трезвиться и бодрствовать. Помоги вам Господи во всем.

(№ 813. письмо 719. вып. 4. стр. 125.)

Дорожное молитвенное правило

Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что — либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом.

(№ 811. письмо 699. вып. 4. стр. 125.)

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, — коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже милостив буди…» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще — иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами… А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.

Все сие пишу вам по — книжному. У вас сколько опытов! Из них выбирайте, что найдете пригожим.

(Письмо к отцу Архимандриту Задонскаго Святаго Тихона Монастыря Димитрию. 21 февраля 1881 г.)

(№ 815. письмо 2. вып. 1. стр. 126.)

Что делать, когда молитва нейдет на ум?

Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко — на несколько минут отложить ея… Если и после нейдет… нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать… похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.

(№ 845. письмо 113. вып. 1. стр. 128.)

Поспешность в чтении молитвеннаго правила

Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий… И правильно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас… скорей, поскорей… От этаго вы и никакаго плода от молитвы не ощущаете… Но положите себе законом не спешить… Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства… Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего… Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь…

Посмотрите, как пойдет молитва… А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва… Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною…

По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить… и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!

8 июня 72 г.

(№ 814. письмо 763. вып. 5. стр. 1.)

Руководственныя указания к благоговейно — молитвенному чтению правила

Собираетесь вычитывать правило… Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение: чтобы это получалось,

1) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… близко к тому. В древности все читаемыя молитвы брались из псалмов.

Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь…

2) Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемаго воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.

3) Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь, что сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

4) Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

5) Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которыя входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.

6) Никогда не читайте без перерыва молитвы… а всегда перерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвеннаго… Если иногда, какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте… так до самаго конца положеннаго времени. Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по несколько поклонов без установлений на то часов. Означенное в 5–м и 6–м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что.

24 июня 73 г.

(№ 807. письмо 773. вып. 5. стр. 3.)

Читайте также  Молитва о муже сильная

О молитвенном правиле

Как вы положили действовать относительно молитвы — добре. Попекитесь так устроиться и навыкнуть. Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы… Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.

Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвеннаго молитва не полна. То и другое надо иметь по силе исполнять. Неотложный закон внутренне молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определеннаго «времени, места и меры». Определение сих трех составляет правило молитвенное. И тут руководитель — благоразумие; когда, где, сколько стоять на молитве, и какия употреблять молитвы… всякий может определять по своим обстоятельствам, увеличать, умалять, передвигать время и место… все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была, как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: «непрестанно молиться».

(№ 810. письмо 947. вып. 6. стр. 96.)

Наставление о молитвенном правиле и душеспасительном чтении

Милость Божия буди с вами!

С удовольствием отвечаю… Правило ваше хорошо и утреннее и вечернее. Требуете решения, как читать Евангелие и Апостол, — по главе подряд, или, как указывается в церкви, по зачалам? Как вы уже привыкли читать по — церковному, то и продолжайте так… Постарайтесь… размышлять и запоминать. Вместо Фомы Кемпийскаго изберите для чтения другую книжку нашаго писателя… какия у вас есть такаго рода книги. Вместе сделаем выбор.

Жития святых в Четь — Минеи хорошо читать; хоть мы так не можем жить, но обязаны подражать им в возможном и даже через силу. В каждом житии предлагается общий очерк жизни святаго дня… Из общаго обзора сих очерков увидите, что у всех святых обще было, и из сего сделайте заключение: стало быть, то и другое необходимо.

Акафиста достаточно и одного… Но лучше будет читать Акафист Божией Матери. Канон на исход души можно не вводить в правило.

О чтении Евангелия и Апостола уже сказано… Если читать по зачалам, то, прочитав положенное утром, к вечеру ничего не останется; разве разделить: Утром прочитать зачало из Евангелия, а вечером из Апостола. Читать по главе — много. Поклоны по произволу. Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утренняго и вечерняго по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле — большой поклон по четкам. То же и в конце правила. При поклонах — маленькия молитовки… Главная Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов — назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50… Примерно — Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Феофан Затворник домашняя молитва

Домашняя молитва

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за молитвенную память у рак святых угодников Божиих.

Благослови, Господи, ваше уединение. Что в церкви не бываете, не безпокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца равноценна, где бы она ни возносилась. Тут разницу делает только одна привычка. И к безцерковной молитве можно привыкнуть. Меньше читайте по молитвенникам. Больше молитесь от себя. и с одним «Господи помилуй» можно обойтись. Переведите службы на поклоны и посредством их удовлетворяйтесь. Так делали все пустынники и уединенники. И это лучше гораздо, чем читать.

Совсем не читать — не обойдешься. Но кое-что на память без книжки.

Молитва дома

В церковь будто нельзя ходить? Пустое. Когда захотите — ухитритесь. Никак нельзя так хорошо помолиться дома, как в церкви. Но уж коли нельзя бывать в церкви, молитесь дома, но не ленитесь. И правило заведите, чтоб стоять на молитве утром и вечером по часу, или больше, и в продолжении дня непрестанно к Богу устремляйте верующую и преданную мысль и чувство. Вот и будет острастка и остепенение. А то вы разболтаетесь и пошли спустя рукава, городить, что вспадет на сердце.

Молитва

Свое домашнее молитвословие хорошо применять к церковным службам: и при сем немножко читать, немножко молиться своею молитвою, но и все можно заменять своею молитвою, умною, или Иисусовою, разве коротенькия какия молитовки проговаривая на память, как: «Се жених грядет. » «День он страшный. » и подобныя. — А то и это лучше, когда без слов есть чувство к Господу, носящее упокоение в Боге. Тут можно целый день пролежать, и не терять внутренняго уверения, что служба Божия не прекращается. Однакож в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постеле, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.

Служба по псалтири

По Псалтири следованной можно службу править, и когда служить треба. И сократить можно, положив, например, вместо кафизм класть поклоны, как означено в той же Псалтири. Можно и все службы отправлять поклонами, как опять указано в той же Псалтири. Там означены две меры: для мирян и ленивых монахов, и для монахов усердных. Если последняя мера покажется слишком великою, можно взять средину между ею и первою. Не надо поблажать лености. Молитва усердная никогда не бывает длинна, т.е. не кажется длинною.

1 сентября 1889 г.

Чтении псалмов

Если хотите, чтоб Псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их. Потом, никогда много не читайте. и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить Псалмы. Помните сказание о некоем старце, что он только одну славу прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание. и так молился.

Псалмы

Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какия больше к себе подходят и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить.

Все не суетясь, — чтоб внимания не разшатать. Оно главное. И все надо направлять к поддержанию его.

Чтение святого Евангелия

Да, ведь, с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, и все читать. Все его читать и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное.

Помните, я вам писал, вдумываться в дневния чтения, стараясь доводить встречающиеся мысли до чувства. Это занятие безконечное. Ибо как ни вдумывайся, до конца Божеских помышлений не доберешься.

18 октября 1877 г.

Ночная молитва

Когда я писал вам ночью больше молиться, то разумел молитву пред сном; — а когда просыпаетесь, — и молитесь лежа, это не худое дело, — а добрый замен пустых мечтаний, в промежутках сна. Хорошо знать на память несколько Псалмов, чтоб читать их в эту пору.

Сон во время молитвы

Что дома сон одолевает, и не дает правило кончить, как следует, — что делать. Боритесь. Спали бы немного после обеда, как я говорил. Если не хочете этого, терпите нападки и боритесь. Не велика беда, если и заснете тут же на правиле. Будет за что укорить себя. На свежем воздухе попробовали бы походить в таком случае. Но все производит благодать Божия действующая в сердце. Ея и просите себе на всякое дело.

Сон во время молитвы

Ваше высокопреподобие, Достопочтеннейший отец архимандрит!

Виноват, что немного не скоро отвечаю. Как вас сон одолевает, так меня леность.

Что вас сон берет, дело это натуральное, и ничего тут грешнаго нет. Жаление об этом, конечно, не худое дело. Но что же сделаешь?!

Попробуйте, когда читают вам, не садиться, а ходить. Может быть сон и не заберет. Если трудно ходить, по причине утомления предшествовавшаго, то лучше прямо и сесть затем, чтобы соснуть. Соснете немного, а потом читать заставляйте. Разрешаю вам, после служб, или ранней, соснуть часика два, или больше. А потом слушать чтение.

Если и это неудобно, то ничего не остается, как бороться по силе. Заснете, побраните себя — и только.

Кажется, ведь, уж к старости подошли.

Иисусова молитва отгоняет сон

Что до ваших немощей, как вы их называете, то, как я уже писал, я не умею составить против них рецепта. Терпите, боритесь, и укоряйте себя, когда не устаиваете, и все тут. Когда подходит сон, встаньте и пройдитесь. Когда и тут станет докучать, начинайте с читающим разсуждать о читаемом.

В книгах пишется, что когда молитва Иисусова возьмет силу и внедрится в сердце (на языке навязнет — это одно), а внедрится в сердце — это другое; тогда она придает бодрости и сон прогоняет. Попробуйте этот рецепт. Бог везде есть. Если живо сознать сие, то сну не будет места, как нельзя ему быть: Царь стоит пред глазами. Существо же молитвы Иисусовой то и есть, чтобы умом в сердце стоять пред Богом. В посылаемой книге много об этом говорится.

О чем молиться за ближнего

За то, что вы хоть не писали, но все же не переставали вспоминать о мне, благодарствую. Но, попусту что вспоминать? Прошу вас поминать меня в молитве, и ни о чем не молить Господа для меня в молитве, как чтоб Он дал мне дух покаяния и Своих заповедей добрым делателем явил меня из грешных — грешнаго.

Молитвенные слезы

Слезы ваши да сохранит в вас Господь навсегда, если сие возможно. Они мягкости придают и умиления. Но скрывать надо. Ибо тщеславие около их увивается, как пес около сытаго корма. Смысл надо иметь, чтоб управляться с ними как следует.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ФЕОФАНУ, ЗАТВОРНИКУ ВЫШЕНСКОМУ

Кондак 1

И збранный Господем Церкве Русския светильниче, изрядный подвижниче и истинный служителю Христов, богомудре святителю Феофане! Восхваляем тя любовию и чтим подвиги и труды твоя, имиже верным людем добре послужил еси и, в затворе пребывая, благодатными ученьми путь спасения начертал еси. Ныне же, Престолу Божию предстоя, о нас молися, зовущих ти:

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Икос 1

А нгельския чистоты взыскуя и велию любовь ко Господу имея, подвиг иноческаго жития подъял еси, святителю предивный. Мудрости же дар, от Господа ти данный, сторицею умножив, людем во спасение послужил еси. Сего ради и мы с любовию вопием ти:

Радуйся, паче всего земнаго Господа возлюбивый; радуйся, на Него единаго все упование возложивый.

Радуйся, от младенчества сердце свое Господеви предавый; радуйся, от юности разум свой Божиею премудростию напитавый.

Радуйся, ангельскаго жития ревнителю; радуйся, Духа Святаго стяжателю.

Радуйся, на ловитву человеков Богом предызбранный; радуйся, яко лучезарный светильник, Господем возжженный.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 2

В идев, яко всякая житейская сладость бывает печали причастна, святче Феофане, суету сует возненавидел еси и красная мира сего отвергл еси, вседушно Богу себе предав, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Р азумением книжныя премудрости обильно от Бога измлада одаренный, ум свой чтением святых писаний питал еси, обретая в них силу велию и свет духовный. Мы же, ведуще сие, со умилением к тебе взываем:

Радуйся, благочестивых родителей отроча богоизбранное; радуйся, сокровище целомудрия, благодатию свыше исполненное.

Радуйся, издетска к Богу любовию пламеневый; радуйся, от юности к послушанию прилежавый.

Радуйся, кротостию и незлобием Господу подражавый; радуйся, путь девства и чистоты избравый.

Радуйся, иноческаго жития всем сердцем возжелавый; радуйся, всего себе на служение Господеви предавый.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 3

С ила Божия тя, святителю Феофане, немощный сосуд человеческий, источник премудрости содела и пастыря добраго людем дарова, о спасении их душу полагающаго и Господу непрестанно вопиющаго: Аллилуиа.

Икос 3

И меяй в сердце твоем единаго Господа, ты, угодниче Божий, с радостию велиею вся сокровища души твоея и разума на служение Церкви святей отдал еси, уча и наставляя вся прибегающия к тебе. Мы же, ублажающе труды твоя, вопием ти сице:

Радуйся, велиею мудростию Господем напоенный; радуйся, в трудех подвижничества испытанный.

Радуйся, архиерею, Богом избранный; радуйся, молитвенниче о нас ко Господу неустанный.

Радуйся, святительскаго сана смиренный носителю; радуйся, богомудрия верный учителю.

Радуйся, душевредных расколов искоренителю; радуйся, веры Православныя ревнителю.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 4

Б урею смятения исполнишася чада паствы твоея, хотящу ти, святителю Феофане, подвигу затвора себе посвятити, последи же возрадовашася, видяще тя наипаче о спасении их пекущася, и воспеша Богу: Аллилуиа.

Икос 4

С лышавше людие о вселении твоем в пустынь Вышенскую, стекахуся к тебе и, почитающе тя пастыря добраго, просиша молитися о них и ко спасению наставити. Мы же, ведяще сие, приносим ти похвалы сицевыя:

Радуйся, яко отец чадолюбивый пастве твоей бывый; радуйся, непрестанно о ней попечение имевый.

Радуйся, пастырю, душу твою за овцы полагавый; радуйся, неустанно спасению их содействовавый.

Радуйся, тишину и богомыслие наипаче возлюбивый; радуйся, благою волею себе от мира затворивый.

Радуйся, иноков любвеобильный наставниче; радуйся, обители Вышенския неугасимый светильниче.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 5

Б оготечная звезда явился еси, святителю досточудне, во обители бо Вышенстей в подвизех телесных и духовных пребывая, образ добрый был еси христолюбивей братии, на тя взирающей, научая всех немолчно пети Господу: Аллилуиа.

Икос 5

В идевше братия тя во смирении и кротости подвиг иноческий совершающа, прихождаху к тебе и назидахуся. Такожде и мы, почитающе тя истиннаго избранника Божия, вопием сицевая:

Радуйся, источниче любве ко Господу неизсякаемый; радуйся, кладезю смирения и кротости, жаждущих напаяяй.

Радуйся, житнице, пищею духовною всех насыщающая; радуйся, свеще, светом веры озаряющая.

Радуйся, воздержания добрый рачителю; радуйся, спасения душ усердный попечителю.

Радуйся, Православия проповедниче неустанный; радуйся, крине райский, в пустыни процветший.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 6

П роповедник немолчный и вещатель истин Божиих был еси во святительстем служении, просвещая и наставляя паству твою, досточудне Феофане, и, в затворе сый, не оставил еси благодатными словесы твоими всех притекающих к тебе, подвизая пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

В озсия, яко звезда пресветлая, мудрость твоя, дивный служителю Христов: Божиим бо изволением из затвора, тя сокрывшаго, явишася потоцы живых словес твоих и открыся цельбоносный источник благодатных учений, утоляяй всякаго жаждущаго и с верою к нему припадающаго. Мы же взываем ти сице:

Радуйся, устнами твоими мудрость Божию вещавый; радуйся, еюже жаждущия напоивый.

Радуйся, в подвизех иноческаго жития неутомимый; радуйся, столпе Православия непоколебимый.

Радуйся, обычаев греховных мудрый искоренителю; радуйся, к добродетели неустанный водителю.

Радуйся, душ наших целителю; радуйся, благочестия нашего окормителю.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 7

Х отя Царствия Божия достигнути, ты, святый отче, отреклся еси мира, и обрел еси благодать Духа Святаго, и с любовию служил еси людем, подражая Пастыреначальнику Христу и поя Тому: Аллилуиа.

Икос 7

Н оваго подвижника и угодника Христова, смирения и кротости исполненнаго, видяще тя людие, с надеждею устремишася в пустынь Вышенскую, чающе твоея благодатныя помощи. Такожде и мы, помощи от тебе просяще, вопием таковая:

Радуйся, кротостию духа твоего многия к Богу обративый; радуйся, умы помраченныя просветивый.

Радуйся, чистоту ангельскую на земли стяжавый; радуйся, страждущия твоею любовию уврачевавый.

Радуйся, незлобия дивный наставниче; радуйся, благочестия всесветлый светильниче.

Радуйся, к покаянию всех призываяй; радуйся, помощи твоея просящих не оставляяй.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 8

С транный и дивный подвиг явил еси, святителю, в житии твоем: в трудех и непрестаннем богомыслии пребываяй, разума духовнаго сокровище стяжал еси и писаньми твоими Церкви усердно послужил еси. Мы же, видяще сие, во умилении сердец наших благодарно поем Богу: Аллилуиа.

Икос 8

В сем вся являешися, святителю Божий: пастырь и отец, учитель и наставник и истинный проповедник, писания бо твоя во всех градех и весех до ныне вопиют немолчным благовестием. Сего ради мы, чада твоя духовная, с любовию глаголем ти:

Радуйся, росою Духа Святаго напоенный; радуйся, светом благодати Божия осененный.

Радуйся, сокровище нетленное стяжавый; радуйся, деянием апостольским поревновавый.

Радуйся, к богопознанию путь указуяй; радуйся, мудрость благодатную взыскуяй.

Радуйся, Церкве Русския процветение; радуйся, святых отец украшение.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 9

В сяк час привременнаго жития твоего, святителю, единому на потребу работал еси и душу твою храмину чисту Духа Святаго соделал еси, возгревая сердце твое непрестанною молитвою Иисусовою и воспевая Господу: Аллилуиа.

Икос 9

В ития златовещанный, кроткий и мудрый явился еси всем внимавшим тебе с верою и силою словес твоих научал еси правде Божии. Сего ради приими от нас, блаженне отче, восхваления сицевая:

Радуйся, святителю Божий, смиренный и кроткий; радуйся, пастырю благий и чадолюбивый.

Радуйся, земли Российския златоусте; радуйся, богоявлению тезоимените.

Радуйся, душ заблуждших истинный путеводителю; радуйся, печальных скорый утешителю.

Радуйся, немощным в вере непоколебимое утверждение; радуйся, унывающим в трудех мнозех ободрение.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 10

С пасения путь от греховных тенет чадом Божиим начертал еси, угодниче Христов, сказуя о тайнах брани невидимыя, и венец вожделенный жаждущим спасения показал еси, призывая благодарно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

С тена и защищение стада Христова от волков, губящих е, явишася богомудрая писания твоя, святителю Божий, имиже ограждаеши верных на пути ко спасению. Мы же, просвещаемии ученьми твоими, благоговейно взываем ти сице:

Радуйся, правило веры; радуйся, наставниче премудрый.

Радуйся, учителю благочестия; радуйся, искоренителю нечестия.

Радуйся, светильниче пресветлый; радуйся, проповедниче дерзновенный.

Радуйся, яко сеятель добрый, ниву Христову возделавый; радуйся, яко кокош, чада твоя охраняяй.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 11

П ение всехвальное приносим ти, святителю, и ублажаем тя, прославльшаго житием и подвиги твоими святое имя Творца и Бога нашего. Сподоби и нас молитвами твоими благонравное житие препроводити, да вкупе с тобою воспоим Тому: Аллилуиа.

Икос 11

С ветозарное житие твое, предивный Затворниче, не скрыся от ищущих правды Божия. Благий же конец твой, безмятежный и мирный, показа тя истинный сосуд Божия благодати. Мы же едиными усты со умилением глаголем ти:

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя сосуде благословенный; радуйся, до конца Господу послуживый.

Радуйся, по кончине твоей блаженства вечнаго удостоивыйся; радуйся, Царствие Божие наследовавый.

Радуйся, обители Вышенския дивное украшение; радуйся, земли Тамбовския и Шацкия просвещение.

Радуйся, паствы рязанския похвало и радование; радуйся, душ наших попечение.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 12

Б лагодатию Божиею преизрядно озаренный и пастве твоей мудре и предобре послуживый, дивный и кроткий святителю, не престани о нас ходатайствовати пред Господем на Небеси, идеже предстоиши в немолчнем славословии, со Ангелы взывая Тому: Аллилуиа.

Икос 12

П оюще подвиги твоя, со упованием припадаем к честным мощем твоим (или иконе твоея), святителю Божий, и молим тя, Небеснаго покровителя нашего и великаго о нас предстателя пред Престолом Господа Славы, умиленно взывающе:

Радуйся, угодниче Божий преизрядный; радуйся, подвижниче Христов предивный.

Радуйся, предстателю крепкий на тя уповающих; радуйся, заступниче скорый тя призывающих.

Радуйся, друже Христов и любимче Божий; радуйся, ходатаю теплый спасения душ наших.

Радуйся, целомудренных усердный охранителю; радуйся, в скорбех наших утешителю.

Радуйся, святителю Феофане, премудрый учителю и христианскаго жития наставниче.

Кондак 13

О богомудрый учителю, земли Русския похвало и украшение, святителю отче Феофане, кроткий и теплый наш заступниче! Приими от нас малое сие моление, тебе приносимое, и душ наших благодарное восхваление. Не забуди нас, грешных, в молитвах твоих, да уповающе на тя, непрестанно взываем Господу Сил: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельския чистоты…» и 1-й кондак «Избранный Господем…»

Молитва

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также  Молитвы на дальнюю дорогу

Тропарь, глас 8

П равославия настивниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Б огоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми твоими многия люди просветил еси; со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.

Величание

В еличаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector