Что такое одр в молитве

Что такое одр в молитве

Что такое одр в молитве

Что такое одр в молитве

ОДР, -а, м. (стар.). Постель, ложе (теперь употр. только в нек-рыхвыражениях). На смертном одре (об умирающем; высок.). На одре болезни(высок.). смотреть

одр м. устар. 1) а) Постель, ложе. б) Постель, ложе больного или умирающего. 2) Носилки для выноса покойного.

одр м. уст.bed, couch на смертном одре — on one‘s death-bed

одр См. ложе, постель. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. одр ложе, постель; кровать Словарь русских синонимов. одр см. постель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. одр сущ., кол-во синонимов: 4 • кровать (22) • ложе (12) • носилки (5) • постель (14) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: кровать, ложе, носилки, постель. смотреть

B́ сущ см. _Приложение II(устар. и высок. ложе)одра́мн.одры́одро́в́Но тает ночь… И дряхл и сед,Еще вчера Закат осенний,Приподнимается РассветС одра́ ег. смотреть

ОДР, а́, м.Слав.→Ритор.1.Ложе, постель.И посла нам одры мягкие и уснухом добре до заутра. Пут. Лукьян. 25. [Оснельда:] Шесть мѣсяцев уже, Астрада, уныв. смотреть

одр I I, род. п. -а «ложе»; народн. одёр, также «остов телеги, помост, смертный одр, настил для бортей, площадка охотника», одри́на «сеновал, хлев», о. смотреть

II, род. п. -а «ложе»; народн. одер, также «остов телеги, помост, смертный одр, настил для бортей, площадка охотника», одрина «сеновал, хлев», одрина «спальня», укр. одрина «хлев», блр. одрiна «сеновал, сарай», др.-русск., ст.-слав. одръ , , (Остром., Супр.), болг. одър «настил, ложе, ставень», сербохорв. одар, род. п. одра «ложе, подмостки», словен. odr, род. п. odrа «настил, сеновал», чеш. оdr «столб, остов, беседка», слвц. vodor «гумно».Вероятно, из *о-drъ, первоначально «настил вокруг дерева», от и.-е. *dru-, др.-инд. dru- ср. р., м. р. «дерево», алб. dru «дерево, жердь», гот. triu «дерево» (см. дрова, дерево); ср. Ильинский, ЖМНП, 1904. апрель, стр. 382; иначе Ягич, AfslPh 24, 581; Соболевский, ЖМНП 1904, март, стр. 180; 1914, август, стр. 365 (от деру, драть), которые не объясняют развития знач., как и Брандт (РФВ 23, 95), согласно которому из *obdrъ от деру, драть. Допустимо также родство *odrъ с англос. еоdоr «изгородь, плетень, жилье», др.-исл. jaarr «край, верхняя жердь в заборе», д.-в.-н. еtаr, ср.-в.-н. еttеr «забор, край», греч. «стойло, хлев»; см. Хольтхаузен, Aengl. Wb. 91; Awn. Wb. 144; Бецценбергер, ВВ 27, 174; Уленбек, РВВ 26, 295 и сл.; Мерингер, IF 18, 256 и сл.; Торп 24; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 178. Невероятно объяснение Махека («Slavia», 18, 73 и сл.) из *vodrъ «сушильня», сближаемого им с oditi, vednoti, vedro (см. ведро, вянуть); против см. Вайан, RЕS 24, 186 и сл. Ср. также одровая телега «телега без кузова, для перевозки дров», вятск. (ЖСт., 1901, вып. 1, стр. 84).IIII «тощая лошадь», диал. одрины, мн. «мякина». Из *одьръ от деру, драть; см. Соболевский, ЖМНП, 1914, авг., стр. 365. смотреть

ОДР(греч., hedra — седалище). Постель, преимущественно больных.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ОДР1) в Е. смотреть

ОДР м. кровать, постель, ложе. Завещанье писанное на смертном одре. Возьми одр твой и иди, говор. в Еванг.; во всей Азии поныне кроватей нет, постель, кошемка, войлок, стелют, ее где вздумается, а утром свертывают и уносять. | Носилки под покойников, одер. | Полати, примост к дереву, в лесу, куда ставять колоды, улья; борть долбится в голомени, а кузов подвешивается к нему. | Одер, полати, кровать, помост в лесу на медведя. | Одр, одрик каз. урал.-казач. разлюли, долгуша, тарантас, карандас, тележный или иной кузов на долгих, зыбких дрогах. | Одр, одрец или одрецы м. мн. (ошибч. андрец) сев. вост. одер ряз. тамб. или одрянка ж. тамб. сноповозка, сноповая телега, рыдван, большая, развалистая, на долгих дрогах, с высокими дробинами; местами одноколка, у которой две грядки или дроги тащатся волоком, волокушка. | Одрик, одришка, одноколка, брыкушка, беда. Одрина ж. твер. большой хлев для рогатого скота; зап. сарай, сеновал (не от этого ли дрин?). | Одрина стар. спальня, почивальня; ино жилой покой, комната вообще. Одровые слеги, дрожины. Одрцовые дробины. См. также одер.

ПО́СТІЛЬ (місце, призначене або приготовлене для спання), ПОСТЕ́ЛЯ, ОДР заст., уроч., ОДРИ́НА заст., уроч., ЛО́ЖЕ (ЛО́ЖА) заст., поет. В печері по один. смотреть

ОДР… див. відр… (крім слів, розроблених на одр…); напр.: одра́зу, одра́ювати, одрива́ти, одрі́зати, одробі́ток, одру́б, одряди́ти і т. ін. див. відра́зу, відра́ювати, відрива́ти, відрі́зати, відробі́ток, відру́б, відряди́ти і т. ін. ОДР, а́, ч., заст., уроч. Ліжко, постіль. Юрба хвилюється і мчить Туди, де на одрі високім Лежить на ковдрі парчевій Княжна весь час у сні глибокім (Пушкін, Руслан і Людм., перекл. Терещенка, 1949, 183). На сме́ртнім одрі́: а) при смерті; б) мертвий. Художник протисся в натовпі до його дому і нищечком, причаївшись поміж людьми, змалював поета на смертнім одрі (Ільч., Серце жде, 1939, 38). Словник української мови: в 11 тт. / АН УРСР. Інститут мовознавства; за ред. І. К. Білодіда. — К.: Наукова думка, 1970—1980.— Т. 5. — С. 641. смотреть

-а́, м. устар. Постель, ложе. Проснувшись, долго лежал он без сна на одре. Гоголь, Тарас Бульба.Неслышными шагами она быстро подошла к одру больного. . смотреть

Лежать на одре. 1. Сиб. Тяжело болеть. СРНГ 16, 330; СФС, 99; ФСС, 109. 2. Новг. Быть парализованным. НОС 5,13. 3. Алт., Сиб. Быть при смерти. ФСС, 109. смотреть

ОДР, а́, ч., заст., уроч.Ліжко, постіль.Юрба хвилюється і мчить Туди, де на одрі високім Лежить на ковдрі парчевій Княжна весь час у сні глибокім (М. Т. смотреть

1) Орфографическая запись слова: одр2) Ударение в слове: о`др3) Деление слова на слоги (перенос слова): одр4) Фонетическая транскрипция слова одр : [`о. смотреть

одр сущ.муж.неод. (2)ед.вин.Там сяду я На смертный одр отцеубийцы.ГН 2.ед.род.У одра больного пожилая Не корпела мать роднаяС21.

-а, ч. 1) заст., уроч.Ліжко, постіль. •• На смертнім одрі — а) при смерті; б) мертвий. 2) діал. Старенька коняка.

Общеслав. Преф. производное от того же слова дръ, что и дрова, дерево. ср. готск. triu «дерево, лес», алб. dru — тж. и т. д. Одр буквально — «постель и. смотреть

корень — ОДР; нулевое окончание;Основа слова: ОДРВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ОДР; ⏰Слово Одр содержит следующие. смотреть

одр, одра́; на сме́ртномодре́; мн. одры́, одро́в (постель, ложе)Синонимы: кровать, ложе, носилки, постель

= сущ. (греч. κλίνη) — кровать, ложе.          (Матф. 9, 2).Синонимы: кровать, ложе, носилк. смотреть

м, в соч. на сме́ртном одре́ — ölüm döşeğindeСинонимы: кровать, ложе, носилки, постель

(2 м), Р. одра/; мн. одры/, Р. одро/вСинонимы: кровать, ложе, носилки, постель

м. уст.lecho m, tálamo m••на смертном одре — en el lecho mortal (de la muerte)

м. уст.на смертном одре — sur le lit de mortСинонимы: кровать, ложе, носилки, постель

ОДР одра, м. (книжн.). Постель, ложе (устар.). На хладный одр монаха отходя. Пушкин. Ѓ Постель, ложе больного или умирающего. Всё реже и реже покидала кровать, обратившуюся наконец в мучительный одр болезни. Фет. Покойница на смертном одре мне ее поручала. Тургенев.

Быть, лежать на смертном одре.Бути, лежати на смертельній (на смертній, давн. на Божій) постелі; (давн. ще) бути, стояти на Божій дорозі. || Настала тя. смотреть

Одр. Общеслав. Преф. производное от того же слова дръ, что и дрова, дерево (см.). ср. готск. triu «дерево, лес», алб. dru — тж. и т. д. Одр буквально —. смотреть

о́др, одры́, одра́, одро́в, одру́, одра́м, о́др, одры́, одро́м, одра́ми, одре́, одра́х (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: кровать, ложе, носилки, постель. смотреть

спецсл. офицер действующего резерва (не применяется с 1998 года) – секретный сотрудникСинонимы: кровать, ложе, носилки, постель

Это слово, называющее ложе, постель, не имеет общепринятой этимологии. Возможно, восходит к той же основе, что и дерево (родственные слова: готское triu – «дерево, лес», английское tree и т. д.). смотреть

м. уст. на смертном одре — sur le lit de mort

одр, ложе, постеля. Смертный одр — божа постеля, смертельна постеля. Лежать на смертном одре — лежати на [при] смертельній постелі, бути (стояти) на божій дорозі. смотреть

одр, одр, -а, м. (стар.). Постель, ложе (теперь употр. только в нек-рых выражениях). На смертном

е (об умирающем; высок.). На

е болезни (высок.).

одр, одр’а (постель) Синонимы: кровать, ложе, носилки, постель

ОДР, -а, м. (стар.). Постель, ложе (теперь употр. только в некоторых выражениях). На смертном одре (об умирающем; высок.). На одре болезни (высок.).

-а, ч. 1》 заст. , уроч. Ліжко, постіль.На смертнім одрі — а) при смерті; б) мертвий.2》 діал. Старенька коняка.

— на смертном одре Синонимы: кровать, ложе, носилки, постель

— кровать, постель, ложе.Синонимы: кровать, ложе, носилки, постель

сущ. муж. родаодр -у

м. уст. на смертном одре высок. — sul letto di morte Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: кровать, ложе, носилки, постель

муж. уст. ложа, ср., пасцель, жен.лежать на смертном одре — ляжаць на смяротным ложы (смяротнай пасцелі)

Ліжко, див. постіль, кровать

Начальная форма — Одр, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

о’др, одры’, одра’, одро’в, одру’, одра’м, о’др, одры’, одро’м, одра’ми, одре’, одра’х

Ложа, лежать на смертном одре — ляжаць на смяротным ложы (смяротнай пасцелі)

Как научиться понимать молитвы? (19 стр.)

Владыко Человеколюбче, не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю; Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся небесныя Силы, и святаго Ангела хранителя моего. Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякого осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя. Аще бо праведника спасеши, ничто велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою; о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию; и якоже хощеши, устрой о мне вещь.

Се – вот. Ми – мне. Вем убо – итак, я знаю. Якоздесь: что. Аще бо праведника спасеши – потому что если Ты спасешь праведника. Ничтоже велие – в этом нет ничего великого (велий – великий). И аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно – и если помилуешь чистого, в этом нет ничего удивительного. Достойни бо суть – потому что они достойны. О семздесь: в этом, этим. Неизглаголанней – несказанной.

Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него.

Заступник души моей буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец.

Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоим сердцем и усты, Богородицу сию исповедающие, яко воистинну рождшую нам Бога воплощена, и молящуюся непрестанно о душах наших.

Укрепихся – я укрепился (прошедшее время – аорист). Речь, безусловно, о враге невидимом – диаволе.

Богородицу сию исповедающие – исповедуя (открыто провозглашая), что Она – Богородица.

+ Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Это слова из псалма: Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него (Пс.12:4–5).

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в весели глаголющих: радуйся, Пречистый и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

Расточатся – рассеятся. Врази – враги. Яко – как. От лицав знач.: перед. Глаголющих – говорящих. Прогоняяй – прогоняющий. Пропятаго – распятого. Честный – достойный почестей, славный. Супостата – врага.

+ Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его… Начало молитвы взято из псалма: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко таит воск от лица огня, тако да погибнут грешницы (грешники) от лица Божия (Пс.67:1–2). Эти же стихи псалма поются на Пасхальной службе, перемежаемые тропарем Пасхи. Слова о Господе Иисусе Христе, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, также напоминают нам тропарь (смертию смерть поправ) и другие песнопения Пасхи. Сила Креста Господня неотрывна от Воскресения Христова; смерть и Воскресение Христово делают Крест «знамением победы», оттого так и сильна эта молитва, произносимая с верою и с любовью к Честному Кресту, отгонять от нас силы зла.

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Яже – которые.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродникам нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети, и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них, помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших, и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных, и избави я от всякого обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Даруй яже ко спасению прошения – даруй то, по их прошениям, что ведет ко спасению (но понимать это выражение так: «даруй им просить о том, что ведет ко спасению», — также не возбраняется). Идеже присещает – там, где светит (присещати – посещать, навещать). От всякаго обстояния – от всякой напасти. Плодоносящих – приносящих духовные плоды трудов своих). На стезю – на путь, на тропу.

…Плодоносящих и доброделающих… Сложные слова такого рода (образованные из соединения двух, а то и более слов) появились в церковнославянском языке в подражание греческому, в котором такой способ словообразования чрезвычайно распространен (часто как прямые, буквальные переводы, так называемые кальки, греческих слов). По–русски мы говорим: «приносящих плоды», «делающих добро». Но многие и многие сложносоставные слова вошли из церковнославянского языка в русский; например, в этой же молитве – благотворящие, путешествующие. Слов такого типа очень много в следующей молитве (исповедании грехов).

…Настави нас на стезю заповедей Твоих… Славянское слово стезя почему–то многие произносят с твердым «т»: стэзя. Вспомним, что есть русские слова того же корня: стежка (стежки–дорожки), стежок (при шитье), стегать.

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Живота моего – жизни моей. Скверноприбытчеством – преступной наживой (прибылью). Мшелоимством – мздоимством, корыстолюбием (мшел – корысть). Лихоимством – жадностью, сребролюбием. В нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательства и т. д. Онеправдовах – я оклеветал; причинил всякое зло, неправду. Точию – только. От всех сих, яже изглаголах – от всего этого, что я высказал.

Православная Жизнь

14 ноября празднует память святых Космы и Дамиана. С глубокой древности эти святые почитаются как чудотворцы и бессребреники, то есть врачи, бесплатно, во имя Христово, помогающие людям. И поэтому в день их памяти давайте посмотрим, как Церковь в своих молитвах просит о телесном здравии.

Если вы думаете, что мы будем сейчас разбирать, какому святому от какой болезни молиться, это не так. Списки святых хоть и активно циркулируют в церковной среде, однако в богослужении эта «специализация» почти не проявляется. Церковь через свои литургические тексты не указывает, кому молиться при больных почках, а кому – при больных ногах. И сама идея, что есть некая врачебная специализация святых, больше смахивает на некое язычество.

Тут можно подумать, что Церковь вообще не побуждает молиться о здравии и призывать в этом деле святых. Однако это не так. Если мы посмотрим на самый «врачебный» чин нашей Церкви – Таинство больных, Святое Елеосвящение, то в главной молитве этого Таинства, с которой и происходит собственно помазание, мы находим некий список святых: «святых и исцелителей бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотиа и Аникиты». Если мы посмотрим на житие каждого из этих святых, то увидим, что они так или иначе были связаны с медициной и безвозмездно, как поется в этом же богослужении, исцеляли «всяк недуг, и всяку язю». То есть Церковь просит в молитвах святых, которые занимались врачеванием, помочь и исцелить страждущих, однако никакой особой «специализации» этих святых не делает.
Священное Писание говорит о том, что каждый христианин должен совершать молитву не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5:16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь. Ведь сам Бог сказал нам: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).

Поэтому Церковь постоянно молится о здравии на общественном богослужении и, самое главное, на Святой Литургии. Уже во время первой ее части, Проскомидии, она вновь призывает «святых и чудотворцев бессребреник: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых бессребреников» встать с нами на молитву. Уже непосредственно во время Литургии, в самом начале, во время мирной ектении, диакон призывает помолиться о всех «недугующих, страждущих, плененных и о спасении их». Эта тема повторится потом и в сугубой (усиленной) ектении после Евангелия, где есть такое прошение: «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии». Именно в эти моменты Церковь призывает возносить особые молитвы о болящих, так как Литургия – это сердцевина нашей христианской жизни и молитва на ней – самая действенная. Если же человек тяжело болеет, то его родственники или он сам может попросить священника усиленно о нем помолиться. Тогда священник вставляет в чин Литургии особые прошения о болящем. Священник поминает болящего особо на проскомидии, а во время Литургии произносит особое прошение «Врачу душ и телес, со умилением в сердце сокрушенном к Тебе припадаем, и стеняще вопием Ти: исцели болезни, уврачуй страсти душ и телес рабов Твоих (имена), и прости им, яко благосерд, вся прегрешения, вольная и невольная, и скоро воздвигни от одра болезни, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Читайте также  Молитва к мощам Серафима Саровского

У нас очень часто этими молитвами злоупотребляют, некоторые вообще всех своих родственников отмечают как болящих и просят сугубо о них помолиться, мотивируя тем, что «сейчас у нас здоровых нет». Однако если мы вслушаемся в слова этих молитв, то увидим, что они о человеке тяжело больном, который лежит на одре болезни. Поэтому подавать особые записки о болящих нужно только тогда, когда человек действительно тяжело болеет и ему необходима особая молитва Церкви. Ведь остальных больных мы тоже не забываем, но поминаем в общих прошениях и молитвах.

Литургия – главная молитва Церкви, но, отвечая на просьбу верующих, священник может совершить особое богослужение – молебен о болящих, где еще раз сугубо попросить Бога о больных, однако необходимо отметить, что такая молитва должна идти только как дополнение к молитве на Литургии и не подменять ее.

Как видим, Церковь дает нам множество возможностей помолиться о своем здравии телесном, но мы не должны забывать, что оно не самоцель. Все-таки главное для христианина – спасение души, и, испрашивая у Бога телесного здравия, мы в первую очередь молимся о том, чтобы Он нам дал силы и здравие совершать наш путь к спасению.

Александр Адоменас,
магистр богословия

Русский

В Викиданных есть лексема одр (L136787).

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.одродры́
Р.одра́одро́в
Д.одру́одра́м
В.одродры́
Тв.одро́модра́ми
Пр.одре́одра́х

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ odr ], мн. ч. [ ɐˈdrɨ ]

Омоформы

  • род./ дат./ тв./ пр.п. → сущ.одёр
  • им.п., мн.ч. → одёр

Семантические свойства

Значение

  1. устар.постель, ложе ◆ …Сердце трепещет от воспоминания злодейств: там, где стыла тёплая кровь, где лежали трупы убиенных, там гнусное любострастие искало одра для своих мерзостных наслаждений… Н. М. Карамзин, «История государства Российского», 1824–1826 г. [НКРЯ] || постель, ложе больного или умирающего ◆ Однако я призвал на помощь тени Сократа, Катона и Сенеки, сих мучеников древности, ополчился философиею, вошел в избу и упал на колени перед болезненным одром отца моего. В. Т. Нарежный, «Бурсак», 1822 г. [НКРЯ]
  2. повозка или носилки для перемещения тела покойного ◆ Императрица Екатерина пишет об этом так: «В сей день император был чрезмерно весел и посреди церемонии сей траурной сделал себе забаву: нарочно отстанет от везущего тело одра , пустя онаго вперед сажен на тридцать, потом изо всей силы добежит; старшие камергеры, носящие шлейф епанчи его чёрной, паче же обер-камергер Шереметев, носящий конец епанчи, не могши бежать за ним, принуждены были епанчу пустить, и как ветром ее раздувало, то сие Петру III пуще забавно стало. П. И. Ковалевский, «Император Петр III», 1900–1910 г. [НКРЯ]

Синонимы

  1. постель, ложе
  2. повозка, носилки

Антонимы

Гиперонимы

  1. постель
  2. повозка; носилки

Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от праслав. *odrъ , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. одръ (греч. κλίνη, κράββατος, σορός; Остром., Супр.), русск. одр ; народн. одёр, также «остов телеги, помост, смертный одр, настил для бортей, площадка охотника», одри́на «сеновал, хлев», о́дрина «спальня», укр. одри́на «хлев», белор. одрíна «сеновал, сарай», болг. о́дър «настил, ложе, ставень», сербохорв. о̀дар, род. п. о̀дра «ложе, подмостки», словенск. ọ́dər , род. п. ódrа настил, сеновал, чешск. оdr «столб, остов, беседка», словац. vôdor «гумно». Вероятно, из *о-drъ, первоначально «настил вокруг дерева», от и.-е. *dru-, др.-инд. dru- ср. р., м. р. «дерево», алб. dru «дерево, жердь», готск. 𐍄𐍂𐌹𐌿 (triu) «дерево» (см. дрова́, де́рево); ср. Ильинский, ЖМНП, 1904. апрель, стр. 382; иначе Ягич, AfslPh 24, 581; Соболевский, ЖМНП 1904, март, стр. 180; 1914, август, стр. 365 (от деру́, драть), которые не объясняют развития знач., как и Брандт, согласно которому из *obdrъ от деру́, драть. Допустимо также родство *odrъ с англос. еоdоr «изгородь, плетень, жилье», др.-исл. jaðarr «край, верхняя жердь в заборе», др.-в.-нем. еtаr, ср.-в.-нем. еttеr «забор, край», греч. ὄστριμον «стойло, хлев». Невероятно объяснение Махека из *vodrъ «сушильня», сближаемого им с ǫditi, vędnǫti, vedro (см. вёдро, вя́нуть); против см. Вайан, RЕS 24, 186 и сл. Ср. также одровая теле́га «телега без кузова, для перевозки дров», вятск. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Что такое одр в молитве

Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале всех молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря
(См. Евангелие от Луки, глава 18, стих 13)

Молитва Святому Духу

Молитва ко Пресвятой Троице

Молитва ко Пресвятой Троице

Псалом 50, покаянный

Молитва первая, святого Макария Великого

Молитва вторая, того же святого

Молитва третья, того же святого

Молитва четвертая, того же святого

Молитва пятая, святителя Василия Великого

Боже сил и всякия плоти — Бог небесных сил бесплотных и всего наделенного плотью творения.
В вышних живый — живущий на небе, на высотах небесных.
На смиренныя призираяй — милостиво преклоняющий взор на смиренное, нижнее, земное.
Сердца же и утробы испытуяй — наблюдающий (проникающий) сердца и сокровеннейшие помыслы.
Сокровенная человеков яве предведый
— провидящий (знающий наперед) тайны человеческие.
Безначальный — не имеющий начала Своему существованию.
Присносущный — Вечный (всегда Существующий).
У Него же несть пременение, или преложения осенение — (Свет), у Которого нет изменения в силе (в противоположность видимому свету) и Который не оставляет ничего затененным (освещая, озаряя все). (Пременение — изменение; осенение — тень).
Яжездесь: которые (то есть наши моления).
Остави — прости.
Ведением — сознательно.
Бодренным сердцембукв. с бодрствующим сердцем, т.е. хранящим заповеди Господни, ожидающим посещения Божия.
Трезвенною мыслию — мыслью трезвящейся, способной сопротивляться всякой диавольской лести (обману), прелести.
Настоящаго жития нощь прейти — ночь здешней, теперешней (земной) жизни.
Явленнаго дне — славного дня (т.е. времени Второго Пришествия); день — в противоположность здешней земной жизни, как свет противоположен тьме.
Воньже — в него ( в этот день). (Написание в онь же, в онь ошибочно. Такое написание родилось из понимания слова как соединения предлога в с местоимением он; это верно по содержанию, но не по форме.)
Комуждо — каждому.
По делом — по делам, согласно делам.
Не падше и обленившеся — не лежащими и сонными.
Обрящемся готови — окажемся готовыми; Ты найдешь нас готовыми.
Идеже празднующих — где торжествующих.
Доброта — красота, благость.
Неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную — невыразимая, несказанная радость видящих непередаваемую красоту Твоего лица. (Несказанная красота Лика Божия — не эстетическое понятие, а слияние высшей красоты и высшего Блага. Прекрасное церковнославянское слово добрóта, созвучное нашему добро, добротá, должно возвратить наш ум к пониманию добра и блага, как предельной, высшей красоты.)
Всяческая — все сущее, весь мир.
Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая — ибо Ты есть истинный Свет, весь мир просвещающий и освящающий.

Молитва шестая, того же святого

Молитва седьмая, ко Пресвятой Богородице

Молитва восьмая, ко Господу нашему Иисусу Христу

Молитва девятая, к Ангелу хранителю

Молитва десятая, ко Пресвятой Богородице

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Песнь Пресвятой Богородице

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Молитва о живых

Молитва о усопших

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Последование краткого молебна о недужных

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Таже, Го́споди, поми́луй, (12), Сла́ва, и ны́не:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Псалом 70:

На Тя́, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся в ве́к. Пра́вдою Твое́ю изба́ви мя́ и изми́ мя; приклони́ ко мне́ у́хо Твое́ и спаси́ мя. Бу́ди ми́ в Бо́га защи́тителя и в ме́сто кре́пко спасти́ мя; я́ко утвержде́ние мое́ и прибе́жище мое́ еси́ ты́. Бо́же мо́й, изба́ви мя́ из руки́ гре́шнаго, из руки́ законопресту́пнаго и оби́дящаго; я́ко Ты́ еси́ терпе́ние мое́, Го́споди, Го́споди, упова́ние мое́ от ю́ности моея́. В Тебе́ утверди́хся от утро́бы, от чре́ва ма́тере моея́ Ты́ еси́ мо́й покрови́тель; о Тебе́ пе́ние мое́ вы́ну. Я́ко чу́до бы́х мно́гим; и Ты́ помо́щник мо́й кре́пок. Да испо́лнятся уста́ моя́ хвале́ния, я́ко да воспою́ сла́ву Твою́, ве́сь де́нь великоле́пие Твое́. Не отве́ржи мене́ во вре́мя ста́рости; внегда́ оскудева́ти кре́пости мое́й, не оста́ви мене́. Я́ко ре́ша врази́ мои́ мне́, и стрегу́щии ду́шу мою́ совеща́ша вку́пе, глаго́люще: Бо́г оста́вил е́сть его́, пожени́те и ими́те его́, я́ко не́сть избавля́яй. Бо́же мо́й, не удали́ся от Мене́; Бо́же мо́й, в по́мощь мою́ вонми́. Да постыдя́тся и исче́знут оклевета́ющии ду́шу мою́, да облеку́тся в сту́д и сра́м и́щущии зла́я мне́. А́з же всегда́ возъупова́ю на Тя́, и приложу́ на вся́ку похвалу́ Твою́. Уста́ моя́ возвестя́т пра́вду Твою́, ве́сь де́нь спасе́ние Твое́, я́ко не позна́х кни́жная. Вни́ду в си́ле Госпо́дни; Го́споди, помяну́ пра́вду Тебе́ еди́наго. Бо́же мо́й, И́мже научи́л мя́ еси́ от ю́ности моея́, и доны́не возвещу́ чудеса́ Твоя́. И да́же до ста́рости и престаре́ния, Бо́же мо́й, не оста́ви мене́, до́ндеже возвещу́ мы́шцу Твою́ ро́ду всему́ гряду́щему, си́лу Твою́ и пра́вду Твою́, Бо́же, да́же до вы́шних, я́же сотвори́л ми́ еси́ вели́чия; Бо́же, кто́ подо́бен Тебе́? Ели́ки яви́л ми́ еси́ ско́рби мно́ги и злы́? И обра́щься оживотвори́л мя́ еси́ и от бе́здн земли́ возве́л мя́ еси́. Умно́жил еси́ на мне́ вели́чествие Твое́, и обра́щься уте́шил мя́ еси́, и от бе́здн земли́ па́ки возве́л мя́ еси́. И́бо а́з испове́мся Тебе́ в лю́дех, Го́споди, в сосу́дех псало́мских и́стину Твою́, Бо́же; воспою́ Тебе́ в гу́слех, святы́й Изра́илев. Возра́дуетеся устне́ мои́, егда́ воспою́ Тебе́, и душа́ моя́, ю́же еси́ изба́вил; еще́ же и язы́к мо́й ве́сь де́нь поучи́тся пра́вде Твое́й, егда́ постыдя́тся и посра́мятся и́щущий зла́я мне́.

Ве́рую во Еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ Не́бу и земли́, ви́димым же все́м и неви́димым. И во Еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, и́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде все́х ве́к. Све́та от Све́та, Бо́га И́стинна, от Бо́га И́стинна, рожде́нна, не сотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся́ бы́ша. На́с ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с Небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны́ при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́на. И воскре́сшаго в тре́тий де́нь, по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во Еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую Еди́но Креще́ние, во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскре́сния ме́ртвых: И жи́зни бу́дущаго ве́ка, ами́нь.

Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды).

Тропа́рь, Гла́с 4:

Ско́рый в заступле́нии Еди́н Сы́й Христе́, ско́рое свы́ше покажи́ посеще́ние стра́ждущему рабу́ Твоему́ (или́ стра́ждущей рабе́ Твое́й), изба́ви неду́гов, и го́рьких боле́зней: воздви́гни во е́же пе́ти Тя́ и сла́вити непреста́нно, моли́твами Богоро́дицы, Еди́не Человеколю́бче.

Сла́ва и ныне, Гла́с 2: На одре́ боле́зни лежа́щих (или́ лежа́щаго), и сме́ртною ра́ною уя́звленных (или́ уя́звленнаго), я́коже иногда́ воздви́гл еси́ спа́се, Петро́ву те́щу, и разсла́бленнаго на одре́ носи́маго; си́це и ны́не Милосе́рде, стра́ждущих (или́ стра́ждущаго), посети́ и исцели́; Ты́ бо еди́н еси́ неду́ги и боле́зни ро́да на́шего понесы́й, и вся́ моги́й я́ко многоми́лостив.

Собо́рнаго Посла́ния Иа́ковля чте́ние. (зача́ло 57):

Бра́тие, о́браз приими́те злострада́ния и долготерпе́ния проро́ки, и́же глаго́лаша и́менем Госпо́дним. Се́, блажи́м терпя́щия. Терпе́ние И́овле слы́шасте, и кончи́ну Госпо́дню ви́десте, я́ко многоми́лостив е́сть Госпо́дь и ще́др. Пре́жде же все́х, бра́тие моя́, не клени́теся ни не́бом, ни земле́ю, ни ино́ю ко́ею кля́твою; бу́ди же ва́м е́же е́й, е́й, и е́же ни́, ни́; да не в лицеме́рие впаде́те. Злостра́ждет ли кто́ в ва́с? да моли́тву де́ет; благоду́шствует ли кто́? да пое́т. Боли́т ли кто́ в ва́с, да призове́т пресви́теры церко́вныя, и да моли́тву сотворя́т над ни́м, пома́завше его́ еле́ем во и́мя Госпо́дне; и моли́тва ве́ры спасе́т боля́щаго, и воздви́гнет его́ Госпо́дь; и а́ще грехи́ сотвори́л е́сть, отпу́стятся ему́. Испове́дайте у́бо дру́г дру́гу согреше́ния и моли́теся дру́г за дру́га, я́ко да исцеле́ете: мно́го бо мо́жет моли́тва пра́веднаго поспешеству́ема.

От Матфе́а Свята́го Ева́нглиа чте́ние. (зача́ло 25):

Во вре́мя о́но, вше́дшу Иису́су в Капернау́м, приступи́ к Нему́ со́тник, моля́ Его́, и глаго́ля: Го́споди, о́трок мо́й лежи́т в дому́ разсла́блен, лю́те стражда́. И глаго́ла ему́ Иису́с: А́з прише́д исцелю́ его́. И отвеща́в со́тник, рече́ Ему́: Го́споди, не́смь досто́ин, да под кро́в мо́й вни́деши; но то́кмо рцы́ сло́во, и исцеле́ет о́трок мо́й; и́бо а́з челове́к е́смь под вла́стию, имы́й под собо́ю во́ины; и глаго́лю сему́: иди́, и и́дет; и друго́му: прииди́, и прихо́дит; и рабу́ моему́: сотвори́ сие́, и сотвори́т. Слы́шав же Иису́с, удиви́ся, и рече́ гряду́щим по не́м: ами́нь глаго́лю ва́м; ни во Изра́или толи́ки ве́ры обрето́х. Глаго́лю же ва́м, я́ко мно́зи от восто́к и за́пад прии́дут и возля́гут со Авраа́мом и Исаа́ком и Иа́ковом во Ца́рствии Небе́снем; сы́нове же ца́рствия изгна́ни бу́дут во тму́ кроме́шнюю; ту́ бу́дет пла́чь и скре́жет зубо́м. И рече́ Иису́с со́тнику: иди́, и я́коже ве́ровал еси́, бу́ди тебе́. И исцеле́ о́трок его́ в то́й ча́с.

Молитва

Влады́ко Вседержи́телю, Святы́й Царю́, наказу́яй и не умерщвля́яй, утвержда́яй низпа́дающия, и возводя́й низве́рженныя, теле́сныя челове́ков ско́рби исправля́яй, мо́лимся Тебе́, Бо́же на́ш, раба́ Твоего́ и́мярек, немощству́юща посети́ ми́лостию Твое́ю, прости́ ему́ вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное. Е́й, Го́споди, враче́бную Твою́ си́лу с небесе́ низпосли́, прикосни́ся телеси́, угаси́ огне́вицу, укроти́ стра́сть и вся́кую не́мощь тая́щуюся; бу́ди вра́чь раба́ Твоего́ и́мярек, воздви́гни его́ от одра́ боле́зненнаго, и от ло́жа озлобле́ния це́ла и всесоверше́нна да́руй его́ Це́ркви Твое́й благоугожда́юща и творя́ща во́лю Твою́. Твое́ бо е́сть, е́же ми́ловати и спаса́ти ны́, Бо́же на́ш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Го́споди поми́луй, трижды. Сла́ва, и ны́не:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

И молитву:

Христе́, Све́те И́стинный, просвеща́яй и освяща́яй вся́каго челове́ка, гряду́щаго в мiр, да зна́менается на нас свет лица́ Твоего́, да в нем у́зрим Свет Непристу́пный: и испра́ви стопы́ на́ша к де́ланию за́поведей Твои́х, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и всех Твои́х святы́х, ами́нь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector