Что такое молитва мытаря

Что такое молитва мытаря

Что такое молитва мытаря

Молитва мытаря: текст, значение, когда читать

Покаяние и осознание грехов имеет большое значение в православии. Известно, что именно гордыня и превозношение послужили причиной падения бывшего ангела света — Люцифера. Об этом мне рассказал духовный отец, когда я приняла крещение.

Оказывается, одного покаяния недостаточно, так как враг человеческий постоянно соблазняет и обольщает верующих. Я вам расскажу, что такое молитва мытаря и как правильно каяться перед Богом в домашней молитве.

Кто такой мытарь

Современный человек не всегда понимает библейские термины и названия, так как Библия была написана несколько тысяч лет назад. В наши дни нет никаких мытарей, они давно уже называются налоговыми инспекторами. А во времена Иисуса Христа сборщики налогов и податей назывались мытарями. Они считались грешными людьми, так как всегда брали больше денег с населения, чем положено. За это их никто не любил.

Также иудейские священники считали мытарей оскверненными, потому что они постоянно общались с язычниками и работали на них. Таким образом, мы видим, что мытарь в Библии являет собой законченного грешника и ненавидимого своим народом человека. Более того, мытарей отлучали от иудейского общества, они становились изгоями среди своего народа.

Когда Иисус проповедовал мытарям, иудейские священники злословили на него. Считалось, что мытаря никогда не примет Бог и каяться ему уже бесполезно. Однако в своей притче о фарисее и мытаре Христос подчеркивает значимость молитвы последнего, ведь он искренне считает себя грешным. Почему Иисус придавал такое значение покаянию?

Притча о фарисее и мытаре:

Важность покаяния

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Самоправедность и осознание греховности — вот два полярных состояния человека. Именно самоправедность приводит к гордыне, а затем и падению человека. Самоправедность убеждает человека, что он лучше других. А раз лучше, значит, заслуживает больше милостей у Бога. Это приводит к требованию награды, самолюбованию и бунту в конце концов. Именно такой путь прошел Люцифер перед своим падением: он посчитал зазорным служить Адаму. Кто такой Адам перед ним, денницей утренней?

Святые отцы учат, что у покаяния есть начало, но не существует конца. Человек постоянно сталкивается с проявлением своей греховной природы, в чем необходимо постоянно раскаиваться. Если человек не осознает своей греховной природы, это рано или поздно приведет к самоправедности и падению.

Однако следует отличать покаяние от исповеди. Раскаиваться в прегрешениях можно и дома без священника, если человек поймает себя на совершении дурного, с точки зрения церкви, поступка. Но не следует думать, что домашнее покаяние заменяет и исключает исповедь. На исповеди нужно признаться в прегрешении священнику, и только тогда грех полностью аннулируется. После исповеди можно даже не вспоминать о своих раскаянных грехах, так как они утратили духовное значение. После исповеди верующий может с чистым сердцем причащаться святых даров без последствий для себя.

Обратите внимание! Вкушать святые дары без исповеди нельзя, так как человек будет пить и есть осуждение себе.

Верующий должен понимать, что только Иисус Христос жил на земле без греха. Его божественная природа позволяла жить в чистоте и святости. Даже апостолы совершали прегрешения. Например, апостол Петр поддался гневу и отрубил ухо у солдата. Он поступил против заповедей Христа, поддавшись греховной природе. Однако искреннее раскаяние в совершенном освободило его от тяжести на душе. Как мы помним, Иисус назвал апостола Петра краеугольным камнем церкви.

Помните, что после смерти раскаяться в грехах невозможно. Покаяние принимается только при жизни.

Многие люди интересуются о целесообразности покаяния, так как Бог и так знает о всех грехах. Святые отцы учат, что человеку дана свобода выбора жить грешником или праведником. Поэтому Бог никого не заставляет каяться. Если человек осознает тяжесть своего проступка и кается, он приближает себя к Богу. А нераскаянные грехи отдаляют от Бога.

Молитва мытаря

Эта молитва очень краткая и состоит из одного предложения.

Молитва мытаря — текст:

Но сколько в этих словах скрыто смысла, если человек искренне раскаивается в содеянном и понимает, что он не заслуживает прощения. Прощение даруется только милостью божьей после искреннего осознания своей греховности. Все наши добрые дела ничего не значат перед совершёнными грехами, и только милость божья может покрыть их и аннулировать.

Некоторые люди считают, что делают некое одолжение Богу, совершая добрые поступки. Но добрые дела — это наша обязанность перед Богом, а не одолжение ему. Игнатий Брянчанинов так пишет о добрых делах и самоправедности:

Когда нужно читать молитву мытаря? Ее произносят в следующих случаях:

  • заходя в церковь;
  • заходя в любое помещение;
  • проходя мимо храма/часовни;
  • при тяжелых обстоятельствах;
  • когда одолевает страх;
  • при обращении к Богу в любых обстоятельствах.

Это очень короткая молитва, но она помогает построить духовную жизнь христианина. Эта молитва ставит всё на свои места и показывают человеку, что он немощен и всегда нуждается в милости Бога. Боже, милостив буди мне грешному. Это основа основ христианской жизни, без которой невозможно обрести спасение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Смирение противоположно гордыне — самому опасному греху человека. Смирению нужно учиться всю жизнь, взращивая терпение. Когда человека настигают скорби, он должен со смирением принимать этот дар божий. Апостол Павел учил верующих: «Всегда радуйтесь, за все благодарите». Это значит, что нужно благодарить и за посылаемые скорби.

Некоторые люди путают смирение с равнодушием. Это неправильное понимание. Не нужно быть равнодушным к скорбям, их следует принимать со смирением в сердце. Смирение приводит к спасению, об этом нужно всегда помнить. Смирение считается высшей добродетелью. Быть смиренным — это значит не превозноситься над людьми, постоянно каяться перед Богом и не осуждать чужие грехи.

Полный текст молитвы мытаря на русском, когда и как правильно нужно читать

Короткое обращение к Господу, сопровождаемое тремя поясными поклонами, называется молитвой мытаря. Его происхождение связано с одной из притч, которую рассказал Иисус Христос своим ученикам во время своего земного служения. Эта молитва символизирует осознание человеком своих грехов и смирение перед Высшей силой. Слова необходимо произносить искренно, только в этом случае обращение будет услышано Господом.

История происхождения молитвы мытаря

Гордыня и превозношение в православии считаются одними из самых страшных грехов, ведь именно эти пороки привели к падению ангела света. Поэтому истинно верующий человек постоянно просит Бога сохранить его от этого греха и проверяет свое духовное состояние, обращаясь с молитвами к святым и ангелу-хранителю.

Чтобы понимать, что означает молитва мытаря, и в каких случаях ее необходимо произносить, стоит разобраться, кем являлся этот человек. Современному человеку, не изучающему Библию и не посещающему храм, сложно понять значение слова «мытарь», ведь сегодня таких людей нет. Однако мытаря, или сборщика податей, можно сравнить с современным налоговым инспектором. В древние времена такие люди отвечали за наполнение казны императора и собирали подати со всех жителей подконтрольной территории. В те времена, когда Христос совершал свое земное служение, к мытарям относились пренебрежительно и не любили за то, что они брали с народа намного больше податей, чем это полагалось по закону.

Иудейские священники считали сборщиков податей оскверненными из-за того, что те общались с язычниками, и старались не находиться в их обществе. В притче, которую рассказал Иисус своим ученикам, речь шла о фарисее, уважаемом члене иудейского общества, и всеми презираемом мытаре, которые зашли в храм помолиться. Первый благодарил Бога за то, что живет праведной жизнью и не похож на стоящего рядом сборщика податей. Второй же не смел поднять головы и, осознавая свои грехи, каялся и просил прощения у Господа. Христос сказал, что из этих двоих мытарь пойдет более оправданным, чем священник, так как искренне покаялся в своих деяниях.

С тех пор в православии этой молитве придается большое значение, так как сам Господь обратил на нее внимание в Святом Письме.

Когда нужно читать

Добрые дела, совершаемые человеком, не могут принести ему спасения и прощения совершенных грехов, так как Богу нужны смиренное сердце и искреннее покаяние. Именно поэтому молитва мытаря имеет такое большое значение в православии.

Эти несколько слов, которые оставил верующим людям Господь на страницах Библии, помогают правильно построить духовную жизнь христианина и примирить его с Богом.

Читают молитву сборщика податей в нескольких случаях:

  • когда человек чувствует беспричинный страх или тревогу за себя и своих ближних;
  • проходя мимо церкви или любого христианского храма;
  • собираясь на богослужение и перед входом в церковь;
  • перед обращением к Господу с любой просьбой;
  • когда человек чувствует, что поступил неправильно, и у него тяжело на сердце;
  • при возникновении тяжелых жизненных обстоятельств или проблем;
  • перед входом в любое помещение;
  • при начале важного дела;
  • перед тем, как лечь в больницу;
  • после пробуждения и перед отходом ко сну;
  • когда необходимо срочно обратиться к Господу, а времени на долгие молитвы нет;
  • в начале первой части семипоклонного начала;
  • при окончании основной молитвы дома или в храме;
  • перед началом принятия пищи и после окончания трапезы.

Полный текст на русском языке

Боже, милостив буди мне грешному

Расширенный утроенный вариант:

Боже, милостив, буди мне грешному (1-й поклон)

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (2-й поклон)

Создавый мя, Господи, прости мя! (3-й поклон)

На русском языке:

Боже, будь милостив ко мне, грешнику,

Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня,

Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника.

Правила чтения

Даже такую молитву, как обращение мытаря, необходимо читать правильно, чтобы она принесла пользу, а не была статичным произношением заученных слов. Человек должен осознать свою греховность и необходимость в Господе для борьбы с темными силами. Также молящийся должен искренне захотеть изменить свою жизнь и понимать, что это возможно только с Божьей помощью.

В том случае, если текст произносит женщина, ей необходимо покрыть голову косынкой или шарфиком, и менять слова на «грешную», «грешной». Также молитва сопровождается тремя поясными поклонами, по одному на каждую строчку произносимого текста.

Если человек с полным смирением произносит молитву, Бог всегда придет к нему на помощь в сложной ситуации и защитит от зла.

Молитва мытаря

Практически каждый более-менее образованный человек знает или даже видел в жизни или кино, что у христиан принято совершать краткую молитву, сопровождая её троекратным поклоном. Однако что это за молитва и почему во время неё делается именно три поклона, остается неизвестным для многих. Чтобы разобраться в этом вопросе, сегодня мы рассказываем о самой краткой и самой часто употребляемой в старообрядческом Богослужении и быту молитве. Эта молитва носит наименование «Молитва мытаря».

Евангельская притча о мытаре и фарисее учит людей правильной молитве. Что же гласит эта притча?

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (мытарь — мелкий сборщик налогов и недоимок, человек крайне презираемой в древнем Израиле профессии). Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи (люди, ведущие распутный образ жизни — прим.), или как этот мытарь — пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10-14).

Фарисей знал и соблюдал все положения закона Моисеева и потому считал себя человеком праведным. Мытарь — это сборщик податей, человек, презираемый обществом: налоги шли в казну завоевателей-римлян. Можно сказать, что фарисей — праведник, а мытарь — грешник. Каждый из них молится по-разному. Фарисей благодарит Бога за то, что он не такой грешный, «как прочие люди». В его молитве слышно восхваление себя: какой я хороший, как правильно все делаю. А мытарь приходит к Богу с покаянием и смирением. Он не смеет даже глаза поднять вверх, а только смиренно просит у Бога милости и прощения.

Мытарь и фарисей

Глубокий смысл этой молитвы и её простота стали причиной её повсеместного распространения в христианстве.

Издавна в Церкви существует обычай совершать молитву мытаря в расширенном, утроенном варианте:

Текст молитвыПеревод и значение молитвы
Боже, милостив, буди мне грешному (поклон)Боже, будь милостив ко мне, грешнику
Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон)Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня
Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон)Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника

​Когда женщина или девочка молится наедине, то изменяет окончания мужского рода на женский: «грешней», «грешную». Чаще всего эта молитва совершается с тремя поясными поклонами. Старообрядцы так и называют ее «три поклона». Они совершаются обычно в следующих случаях:

  • перед тем, как войти в храм, на паперти (крыльце);
  • при входе в жилой дом или иное помещение, где есть Крест или иконы;
  • перед тем, как выйти из храма или из дома (даже на короткое время);
  • первая часть семипоклонного начала;
  • в конце исходных поклонов после совершения молитвы в храме или дома;
  • самый краткий вариант молитвы перед едой и после нее; а также после пробуждения или перед сном.
  • проходя мимо своего храма, старообрядцы также останавливаются и молятся три поклона.
  • во все остальные моменты жизни, когда необходимо срочно обратиться к Богу.
  • этой молитве также легко учить малолетних детей по причине краткости и простоты.

Молитва мытаря

В 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения известного румынского духовника архимандрита Павлина (Лекки; 1914–1996). Он был религиозным мыслителем, эрудитом, знатоком Священного Писания и русского языка, духовным писателем. Перевел на румынский книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Видеть Бога, как Он есть», И.К. Смолича «Жизнь и учения старцев», книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» и другие, написал собственные книги: «От смерти к жизни» (1996), «Что такое смерть» (1997), «Божественное прекрасное в сочинениях Достоевского» (1998) – самое глубокое исследование творчества Феодора Михайловича в румынском богословии, «Молитва мытаря» (1998). Приводим для читателей портала «Православие.Ru» в сокращении фрагмент из последней книги архимандрита Павлина.

Господи Иисусе, вспоминаю. Я был одинок. Брошен всеми. Лежал разбитый на дне глубокой пропасти. Вокруг – гробовая тишина. Не было никого, кто помог бы мне. Весь израненный, с переломанными костями, я изредка тихонько всхлипывал. У меня было лишь одно желание, одна жажда – выбраться из этой пропасти. Но я не мог ничего, как только поднять мизинец – в знак того, что я не согласен с тем состоянием, в каком нахожусь, и был бы счастлив, если бы нашелся кто-нибудь, кто вытащит меня из этого мрака и безысходности, в которую я провалился.

Наверху, высоко-высоко я видел маленький голубой клочок неба. Ах, как я жаждал мира непорочного, чистого, кристального, в котором не было бы ничего от той грязи, червей и смрада, в которых я утопал. Мне хотелось глотка чистого, озонированного воздуха, и я чувствовал, что задыхаюсь без него, угораю.

Но Ты, возлюбленный Пастырю, всегда выходящий на поиск заблудившихся овец, услышал мой всхлип, увидел мой поднятый мизинец, угадал мое желание выйти из этого горького и жалкого состояния, в котором я был. И я тут же услышал над головой какие-то звуки. Сухой хворост трещал, камушки катились, листва шуршала. Кто-то торопясь шел. И я предчувствовал и предвкушал слезы радости.

А когда я повернул голову, то что же увидел? Это был Ты, Иисусе сладкий! Сквозь слезы я увидел Тебя всего, во весь рост. Ты был высоким, как Крест, на котором Ты был распят! Голова, склоненная, словно под тяжким бременем, была окровавлена и увенчана тернием. От рук и ног, пронзенных гвоздями, шли кровавые следы. Но Ты, Иисусе, не обращал внимания на Свои страдания, Ты не взирал на Свои раны, Ты смотрел прямо на меня. Из Твоих добрых глаз текли слезы жалости к тому несчастному состоянию, в котором я находился.

Как добр Ты был со мной! На всей земле нет матери, которая могла бы утешить так, как утешил меня Ты!

И, Господи Боже, как же дивно Ты обошелся со мной! С какой любовью позаботился обо мне! С какой нежностью, с какой деликатностью, с какой внимательностью перевязал мои раны и возлил на них елей и вино! Как добр Ты был со мной! На всей земле нет матери, которая могла бы утешить так, как утешил меня Ты!

Ты встал на колени возле души моей, разбитой и разорванной в клочья грехом, и стал говорить мне, что мечта моя о лазурном небе исполнится. Ведь там, наверху, есть другой мир, в тысячу раз лучше, чище, счастливей! Там пение ангелов крылатых, там птицы, цветы, бабочки, каких нет на земле. Там вечная весна и вечное счастье.

Отерев мне слезы и кровь, вернув мне здоровье, Ты извлек меня из пропасти, из трясины, говоря, чтобы я больше не грешил, дабы не случилось со мной худшего. И, показав мне Пусть, Истину и Жизнь, оставил меня нести свой крест до конца моей земной жизни.

Ты оставил меня, но не бросил: я чувствовал Твое присутствие на каждом шагу. Каждый раз, когда шел в метель и бурю, каждый раз, когда говорил о Твоей Жертве малым и великим, каждый раз, когда погружался в теплые мгновения молитвы, я видел глазами своими, полными слез, что Ты рядом со мной, чувствовал, что Ты ведешь меня за руку, как Свое чадо, что Ты страдаешь со мной, терпишь со мной, плачешь вместе со мной.

Но милость Твоя ко мне не ограничилась этим. А я в ответ на эти Твои беспримерные благодеяния сегодня – увы! – снова забыл Тебя, снова оставил Тебя. Оставил Тебя распятым на Кресте, а сам вернулся к суетным идолам. Забыл свое страдание в яме египетской, забыл Твою любовь, забыл Божественную силу, с какой Ты вывел меня из Чермного моря и из нескончаемой пустыни. А что еще ужасней, я предпочел котлы с мясом манне небесной и воде, истекшей из скалы. И в результате опять лежу сейчас в пропасти Вавилонской – разбитый, разорванный на части, лишенный сил.

Здесь, вдали от дома Отца Небесного, вдали от Сиона я долго пас свиней в земле чужой. Арфы мои и теперь висят на вербах: но я не могу больше петь, покуда нахожусь в стране греха. Грех снова воздвиг разделительную стену, так что ни один луч любви Твоей, ни одна слеза утешительная уже не могут проникнуть ко мне. Сердце мое стало каменным, а глаза сухие, как трава.

И снова я чувствую, что задыхаюсь, снова тоскую по небу лазурному, снова зову Тебя: сойди еще раз, Иисусе, за овцой, вновь заблудившейся. Не оставь меня одинокого и брошенного, ибо сейчас я, больше чем когда-либо, нуждаюсь в Тебе.

Да, Иисусе, я нуждаюсь только в Тебе, потому что только Тебе дана власть на земле и на небе. Я нуждаюсь только в Тебе, потому что только Ты, Иисусе сладкий, явил Свою бескрайнюю любовь ко мне, пролив Кровь Свою до последней капли за мое спасение.

Я нуждаюсь только в Тебе, потому что только Твое всесилие может вытащить меня из новой пропасти, в которую я упал, и только Твоя беспримерная любовь может приблизиться к такому окаянному и лживому, как я. Брошенному всеми, как и в первый раз, мне уже кажется, что в том состоянии, в каком я теперь, Матерь Твоя больше не Матерь мне, ибо Она невинна, а я повинен смерти. Она прекрасна как крин и благосердна, а я как пес вонюч и мерзок.

Читайте также  Молитва мужа от измены жены

Каждый день и каждый час перед невидимым врагом моим и людьми я отрекаюсь от Твоего имени и Твоей любви – но какое различие, Господи, между отречением Петра и моим отречением! Возлюбленный апостол каялся и горько плакал всю жизнь, стоило ему только заслышать пение петуха и вспомнить о своем отречении. От стольких слез на лице его образовались две бороздки, по которым не переставая текли его слезы покаяния, а под конец жизни он наказал себя как никто другой, упросив палачей распять его вниз головой. В то время как я после каждого отречения безумно смеюсь на радость врагу и бегу от своего креста, чтобы даже немного не пострадать на земле.

Где у меня покаяние Павла? Где моя ревность и огонь любви к Тебе, Иисусе, и к братиям?

Каждый день и каждый час я гоню Тебя, Иисусе, или напрямую своими злыми помыслами, словами и делами, или через ближнего моего, которого убиваю языком, гневом и ненавистью, думая, что служу этим Богу. Но где же мое обращение на пути в Дамаск? Где у меня покаяние Павла, который считал себя извергом и самым малым из апостолов, он, бывший корифеем апостолов? Где моя ревность и огонь любви к Тебе, Иисусе, и к братиям? Как видишь и как знаешь, нет у меня ничего этого. Напротив, я всегда гоню Тебя и всегда горжусь, считая себя лучше других и думая, что имею право сводить с неба огонь и уничтожать грешников.

Каждый день и каждый час я предаю Тебя, Иисусе, как Иуда. Мой грязный поцелуй постоянно оскверняет Твой Пречистый и Пречестной Евхаристический образ. Я предаю Тебя и из страха, и за деньги, и чтобы отомстить другим, и за чечевичную похлебку всех плотских похотей и душевных страстей. Ты, Женише Небесный, приходишь, чтобы обручиться с душой моей, как с невестой, а я предаю Тебя прямо в лицо и на глазах у Тебя, как даже самая блудная на свете жена не предает своего мужа, – прекрасно зная, что этим снова распинаю Твою любовь на радость и поругание диавола. Тебя же предаю, и когда выдаю ближнего моего, ибо то, что я делаю братиям Твоим меньшим, делаю Тебе.

И как только подумаю, что несчастный Иуда всё же раскаялся в грехе своем! Бросил все деньги, за которые продал Тебя врагам! Он засвидетельствовал перед всем синедрионом, что предал кровь невинную! А что еще ужаснее, обрек себя на самую тяжкую кару, которую выбрали дух диавола и его отчаявшаяся душа, лишив себя – ибо повесился – и здешних радостей, и тамошнего вечного блаженства!

О Господи Иисусе, прости меня – Иуду, предавшего Тебя, но не повесившегося. Я предаю Тебя постоянно, Иисусе, но не хочу задушить в себе ветхого человека со всеми грехами его. Не хочу отказаться раз и навсегда от жизни моей, погрязшей в греховных удовольствиях века сего. Не хочу умертвить похоть мою плотскую, похоть очей и гордость житейскую мечом молитвы, поста, бдения и смиренномудрия.

Прости меня, Господи, ибо несчастный апостол Твой – в своем черном отчаянии – так устыдился своего поступка, что навсегда удалился от лица Твоего, тогда как я, бесстыдный, дерзаю вновь представать пред лицом Твоим и здесь, и на том свете.

И теперь воздеваю свои бессильные руки и зову Тебя, Иисусе, всей душой и всем сердцем: приди!

На этот раз я знаю путь, знаю, где мне надо выйти, где пройти, куда прийти. Я даже сам хотел подняться собственными силами, ухватившись за какие-то хилые корни. Но корни оборвались, и я полетел и снова упал разбитый. И вот теперь воздеваю свои бессильные руки и зову Тебя, Иисусе, всей душой и всем сердцем, словами расслабленного из Евангелия: приди, Иисусе, ибо нет у меня человека, который бросил бы меня в купальню Благодати небесной. Приди, Пастырю возлюбленный, и извлеки меня из этой новой трясины, в которую я попал.

Как не возгнушался навоза пещеры, в которой Ты родился, и прокаженных, которых исцелил, так же не возгнушайся и грехов моих гнусных и мерзких. Иисусе, не оставь меня, ибо на этот раз пропасть еще глубже, а я и мизинца поднять уже не могу и лишь воздыхаю и плачу. У блудного сына были силы вернуться на своих ногах, у заблудшей овцы была сила позвать Тебя голосом своим, а я, бессильный и безгласный, как потерянная драхма, не могу быть найден, как только при свете любви Твоей, во все века видящей сверкание одиноких воздыханий, безмолвных слез и разбитых сердец.

Полный текст молитвы мытаря на русском, когда и как правильно нужно читать

История происхождения молитвы мытаря

Гордыня и превозношение в православии считаются одними из самых страшных грехов, ведь именно эти пороки привели к падению ангела света. Поэтому истинно верующий человек постоянно просит Бога сохранить его от этого греха и проверяет свое духовное состояние, обращаясь с молитвами к святым и ангелу-хранителю.

Чтобы понимать, что означает молитва мытаря, и в каких случаях ее необходимо произносить, стоит разобраться, кем являлся этот человек. Современному человеку, не изучающему Библию и не посещающему храм, сложно понять значение слова «мытарь», ведь сегодня таких людей нет. Однако мытаря, или сборщика податей, можно сравнить с современным налоговым инспектором. В древние времена такие люди отвечали за наполнение казны императора и собирали подати со всех жителей подконтрольной территории. В те времена, когда Христос совершал свое земное служение, к мытарям относились пренебрежительно и не любили за то, что они брали с народа намного больше податей, чем это полагалось по закону.

Иудейские священники считали сборщиков податей оскверненными из-за того, что те общались с язычниками, и старались не находиться в их обществе. В притче, которую рассказал Иисус своим ученикам, речь шла о фарисее, уважаемом члене иудейского общества, и всеми презираемом мытаре, которые зашли в храм помолиться. Первый благодарил Бога за то, что живет праведной жизнью и не похож на стоящего рядом сборщика податей. Второй же не смел поднять головы и, осознавая свои грехи, каялся и просил прощения у Господа. Христос сказал, что из этих двоих мытарь пойдет более оправданным, чем священник, так как искренне покаялся в своих деяниях.

С тех пор в православии этой молитве придается большое значение, так как сам Господь обратил на нее внимание в Святом Письме.

Молитва мытаря

Практически каждый более-менее образованный человек знает или даже видел в жизни или кино, что у христиан принято совершать краткую молитву, сопровождая её троекратным поклоном. Однако что это за молитва и почему во время неё делается именно три поклона, остается неизвестным для многих. Чтобы разобраться в этом вопросе, сегодня мы рассказываем о самой краткой и самой часто употребляемой в старообрядческом Богослужении и быту молитве. Эта молитва носит наименование «Молитва мытаря».

Евангельская притча о мытаре и фарисее учит людей правильной молитве. Что же гласит эта притча?

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (мытарь — мелкий сборщик налогов и недоимок, человек крайне презираемой в древнем Израиле профессии). Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи (люди, ведущие распутный образ жизни — прим.), или как этот мытарь — пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10-14).

Фарисей знал и соблюдал все положения закона Моисеева и потому считал себя человеком праведным. Мытарь — это сборщик податей, человек, презираемый обществом: налоги шли в казну завоевателей-римлян. Можно сказать, что фарисей — праведник, а мытарь — грешник. Каждый из них молится по-разному. Фарисей благодарит Бога за то, что он не такой грешный, «как прочие люди». В его молитве слышно восхваление себя: какой я хороший, как правильно все делаю. А мытарь приходит к Богу с покаянием и смирением. Он не смеет даже глаза поднять вверх, а только смиренно просит у Бога милости и прощения.


Мытарь и фарисей

Глубокий смысл этой молитвы и её простота стали причиной её повсеместного распространения в христианстве.

Издавна в Церкви существует обычай совершать молитву мытаря в расширенном, утроенном варианте:

Текст молитвыПеревод и значение молитвы
Боже, милостив, буди мне грешному (поклон)Боже, будь милостив ко мне, грешнику
Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон)Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня
Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон)Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника

​Когда женщина или девочка молится наедине, то изменяет окончания мужского рода на женский: «грешней», «грешную». Чаще всего эта молитва совершается с тремя поясными поклонами. Старообрядцы так и называют ее «три поклона». Они совершаются обычно в следующих случаях:

  • перед тем, как войти в храм, на паперти (крыльце);
  • при входе в жилой дом или иное помещение, где есть Крест или иконы;
  • перед тем, как выйти из храма или из дома (даже на короткое время);
  • первая часть семипоклонного начала;
  • в конце исходных поклонов после совершения молитвы в храме или дома;
  • самый краткий вариант молитвы перед едой и после нее; а также после пробуждения или перед сном.
  • проходя мимо своего храма, старообрядцы также останавливаются и молятся три поклона.
  • во все остальные моменты жизни, когда необходимо срочно обратиться к Богу.
  • этой молитве также легко учить малолетних детей по причине краткости и простоты.

Когда нужно читать

Добрые дела, совершаемые человеком, не могут принести ему спасения и прощения совершенных грехов, так как Богу нужны смиренное сердце и искреннее покаяние. Именно поэтому молитва мытаря имеет такое большое значение в православии.

Эти несколько слов, которые оставил верующим людям Господь на страницах Библии, помогают правильно построить духовную жизнь христианина и примирить его с Богом.

Читают молитву сборщика податей в нескольких случаях:

  • когда человек чувствует беспричинный страх или тревогу за себя и своих ближних;
  • проходя мимо церкви или любого христианского храма;
  • собираясь на богослужение и перед входом в церковь;
  • перед обращением к Господу с любой просьбой;
  • когда человек чувствует, что поступил неправильно, и у него тяжело на сердце;
  • при возникновении тяжелых жизненных обстоятельств или проблем;
  • перед входом в любое помещение;
  • при начале важного дела;
  • перед тем, как лечь в больницу;
  • после пробуждения и перед отходом ко сну;
  • когда необходимо срочно обратиться к Господу, а времени на долгие молитвы нет;
  • в начале первой части семипоклонного начала;
  • при окончании основной молитвы дома или в храме;
  • перед началом принятия пищи и после окончания трапезы.

Кто такой мытарь

Современный человек не всегда понимает библейские термины и названия, так как Библия была написана несколько тысяч лет назад. В наши дни нет никаких мытарей, они давно уже называются налоговыми инспекторами. А во времена Иисуса Христа сборщики налогов и податей назывались мытарями. Они считались грешными людьми, так как всегда брали больше денег с населения, чем положено. За это их никто не любил.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Также иудейские священники считали мытарей оскверненными, потому что они постоянно общались с язычниками и работали на них. Таким образом, мы видим, что мытарь в Библии являет собой законченного грешника и ненавидимого своим народом человека. Более того, мытарей отлучали от иудейского общества, они становились изгоями среди своего народа.

Когда Иисус проповедовал мытарям, иудейские священники злословили на него. Считалось, что мытаря никогда не примет Бог и каяться ему уже бесполезно. Однако в своей притче о фарисее и мытаре Христос подчеркивает значимость молитвы последнего, ведь он искренне считает себя грешным. Почему Иисус придавал такое значение покаянию?

Притча о фарисее и мытаре:

Правила чтения

Даже такую молитву, как обращение мытаря, необходимо читать правильно, чтобы она принесла пользу, а не была статичным произношением заученных слов. Человек должен осознать свою греховность и необходимость в Господе для борьбы с темными силами. Также молящийся должен искренне захотеть изменить свою жизнь и понимать, что это возможно только с Божьей помощью.

В том случае, если текст произносит женщина, ей необходимо покрыть голову косынкой или шарфиком, и менять слова на «грешную», «грешной». Также молитва сопровождается тремя поясными поклонами, по одному на каждую строчку произносимого текста.

Если человек с полным смирением произносит молитву, Бог всегда придет к нему на помощь в сложной ситуации и защитит от зла.

Молитва мытаря: текст, значение, когда читать

Покаяние и осознание грехов имеет большое значение в православии. Известно, что именно гордыня и превозношение послужили причиной падения бывшего ангела света — Люцифера. Об этом мне рассказал духовный отец, когда я приняла крещение.

Оказывается, одного покаяния не достаточно, так как враг человеческий постоянно соблазняет и обольщает верующих. Я вам расскажу,что такое молитва мытаря, и как правильно каяться перед богом в домашней молитве.

Кто такой мытарь

Современный человек не всегда понимает библейские термины и названия, так как библия была написана несколько тысяч лет назад.

В наши дни нет никаких мытарей, они давно уже называются налоговыми инспекторами. А во времена Иисуса Христа сборщики налогов и податей назывались мытарями.

Они считались грешными людьми, так как всегда брали больше денег с населения, чем положено. За это их никто не любил.

Узнайте что вас ждет сегодня – Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Также иудейские священники считали мытарей оскверненными, потому что они постоянно общались с язычниками и работали на них. Таким образом, мы видим, что мытарь в библии являет собой законченного грешника и ненавидимого своим народом человека. Более того, мытарей отлучали от иудейского общества, они становились изгоями среди своего народа.

Когда Иисус проповедовал мытарям, иудейские священники злословили на него. Считалось, что мытаря никогда не примет бог, и каяться ему уже бесполезно. Однако в своей притче о фарисее и мытаре Христос подчеркивает значимость молитвы последнего, ведь он искренне считает себя грешным. Почему Иисус придавал такое значение покаянию?

Притча о фарисее и мытаре:

Важность покаяния

Самоправедность и осознание греховности — вот два полярных состояния человека. Именно самоправедность приводит к гордыне, а затем и падению человека. Самоправедность убеждает человека, что он лучше других.

А раз лучше, значит, заслуживает больше милостей у бога. Это приводит к требованию награды, самолюбованию и бунту в конце концов. Именно такой путь прошел Люцифер перед своим падением: он посчитал зазорным служить Адаму.

Кто такой Адам перед ним, денницей утренней?

Святые отцы учат, что у покаяния есть начало, но не существует конца. Человек постоянно сталкивается с проявлением своей греховной природы, в чем необходимо постоянно раскаиваться. Если человек не осознает своей греховной природы, это рано или поздно приведет к самоправедности и падению.

Однако следует различать покаяние от исповеди. Раскаиваться в прегрешениях можно и дома без священника, если человек поймает себя на совершении дурного с точки зрения церкви поступке. Но не следует думать, что домашнее покаяние заменяет и исключает исповедь.

На исповеди нужно признаться в прегрешении священнику, и только тогда грех полностью аннулируется. После исповеди можно даже не вспоминать о своих раскаянных грехах, так как они утратили духовное значение.

Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Главная
  • Катехизация
  • Закон Божий
  • Молитвослов
  • Библиотека

Глава 40. Притча о мытаре и фарисее. Молитва Господня.

(Лк. 18 , 10-14; Мф. 6 , 9-13)

Однажды Христос рассказал ученикам притчу о том, как надо молиться Богу.

Два человека пришли в Иерусалимский храм помолиться. Один был фарисей, старавшийся исполнять все правила закона Моисея, другой — мытарь.

Мытарями назывались люди, которым было поручено собирать налоги в пользу римлян. Они часто брали больше денег, чем нужно, обижали людей, и их все презирали.

Фарисей молился так:

— Боже, благодарю тебя, что я не такой, как другие люди, грабящие и обижающие, или, например, как этот мытарь. Я пощусь по закону, жертвую то, что закон предписывает.

А мытарь даже не смел поднять своих глаз, он стоял у порога храма и, чувствуя свои грехи, говорил:

— Боже, милостив будь ко мне грешному!

И Господь сказал:

— Для Бога угоднее молитва мытаря, чем фарисея. Бог прощает смиренного, видящего грехи свои, а гордящегося собой и своей праведностью Он смирит.

Мытарь знал, что он грешен, и каялся перед Богом. Фарисей же считал себя праведным, гордился и был доволен собой: в этом был его грех. Мы не должны осуждать друг друга. Только Бог может справедливо судить о каждом человеке. Сам Христос осудил фарисея и одобрил молитву мытаря.

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Однажды ученики просили Иисуса Христа научить их молиться, и Господь дал им молитву, которая поэтому называется Молитвой Господней. Они научили этой молитве всех христиан, и теперь по всему миру, во всех странах, и православные, и католики, и протестанты молятся словами Молитвы Господней. Каждый из нас должен твердо знать ее.

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое.
Да приидет Царствие Твое.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли:
Хлеб наш насущный даждь нам днесь
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукаваго.
Яко Твое есть царство и сила и слава во веки веков.
Аминь.

ОБЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ

1. Отче наш, Иже еси на небесех.

Мы называем Бога Отцом, потому что мы Его дети. Мы дети Божии, так как наш общий Отец, Бог, дает нам жизнь и все необходимое для нее. Мы не называем Его в этой молитве «Отче мой», а говорим «Отче наш», потому что Он общий наш Отец, и мы молимся о всех людях, а не только за себя. Если же мы называем Бога Отцом, то должны и жить так, чтобы быть достойными детьми небесного Отца.

2. Да святится имя Твое.

Мы просим, чтобы святилось имя Божие, чтобы оно прославлялось людьми на земле. Поэтому наша жизнь должна быть чистой, такой, чтобы другие люди, даже не знающие о Боге, видя добрую нашу жизнь, хвалили и прославляли Бога, дающего нам силу делать добро.

3. Да приидет Царствие Твое.

Этими словами мы молимся о том, чтобы все люди стали участниками Царствия Божия, т. е. христианами, чтобы Господь воцарился в их сердцах и чтобы скорее наступило второе и славное Его пришествие.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Как молился фарисей и как молился мытарь?
  2. Почему молитва «отче наш» называется Господней?
  3. Почему мы называем Бога Отцом?
  4. Почему мы говорим «Отец наш», а не «Отец мой»?
  5. Как мы должны жить, чтобы слова наши «Отче наш» были правдой?
  6. Что мы должны желать для других людей?

Самостоятельная работа:

Мы читаем Молитву Господню, как и все церковные молитвы, на церковно-славянском языке. Некоторые слова нам не совсем понятны. С помощью следующих объяснений напиши молитву Господню понятными для тебя словами:

Отче — Отец;
Иже — который;
Да — пусть (пример: да святится — пусть святится);
Яко — как;
Насущный — необходимый, ежедневный, сегодняшний;
Остави — прости, отпусти;
Искушение — соблазн, дурное желание;
Лукавый — нечистый дух, диавол.

В этой главе ожидается публикация иллюстраций! 05.10.2013 // Admin

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector