Что такое кондак и икос в молитве

Что такое кондак и икос в молитве

Что такое кондак и икос в молитве

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Церковные суеверия. Как искажается христианство
  • Любовь и справедливость
  • Зачем перечитывать Библию?
  • Православная миссия — найди 10 отличий
  • 7 секретов счастья от афонских старцев
  • Три неудобных вопроса о вере
  • Как приобретается порча и беснование в современном мире
  • Самоуважение — христианское самоуважение
  • Крещение. 70 вопросов о Крещении
  • Прощение и прощеное воскресение
  • Можно ли быть христианином без знания догматов?
  • Исповедь — о записках на исповеди
  • Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?
  • 10 советов постигающим веру
  • Преображение Господне — духовный смысл праздника
  • Сквернословие или православный взгляд на мат
  • Адам и Ева — почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы?
  • Анатолий Баданов — О Воскресении из мертвых
  • Богослужение и дети — с какого возраста приучать к церковной службе?
  • Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра?
  • Авраамий Смоленский, преподобный. Житие
  • Как терпели скорби Оптинские старцы
  • Уныние — что такое уныние и как с унынием бороться?
  • Милостыня — как правильно совершать милостыню?
  • Оскорбление религиозных чувств верующих?

Наши друзья

Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист?

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.

При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Краткий словарь богослужебных терминов

Антифоны – песнопения, предназначенные для антифонного, т.е. попеременного, двумя хорами, пения. Существуют: антифоны Псалтири первая кафизма, которая вся или первая ее «слава» в некоторые дни поется антифонно; антифоны изобразительные, или вседневные – стихи из псалмов 103 и 145, которые поются в начале литургии; степенные антифоны поются на полиелейной утрене и называются так потому, что темой для них послужили «песни степеней», т.е. псалмы 119–133; праздничные антифоны поются в дни праздников в начале литургии, составлены из стихов разных псалмов соответственно содержанию праздника.

Богородичен – песнопение в честь Божией Матери. На практике Богородичнами преимущественно именуются тропари, стихиры, каноны.

Вечерня – первое из богослужений суточного богослужебного круга в воспоминание того, что с вечера начались дни мира ( Быт. 1 ). Обыкновенно совершается вечером. В своих молитвах, чтениях, песнях представляет творение мира, райское блаженство прародителей, историю спасения падшего человека.

Догматик – стихира, последняя в ряду стихир на «Господи, воззвах», содержащая похвалу Божией Матери и учение о воплощении Господа Иисуса Христа.

Ектения – протяженное, пространное моление, содержащее в себе разные прошения, произносимые диаконом или священником. Каждое прошение заканчивается пением «Господи, помилуй», «Подай, Господи» или «Тебе, Господи».

Заамвонная молитва читается иереем в конце литургии среди народа (за амвоном). Ее содержание – благословение народа, сохранение иереев непорочными в их служении, соблюдение царей в мире, дарование изобильных плодов земли и т.д.

Ипакои – название этого песнопения происходит от греческого слова – «прислушиваться, откликаться, быть послушным», что указывает на призыв к особенному вниманию к содержанию текста. Поется эта песнь на воскресных повечерии и полунощнице после канона, на воскресной утрене после полиелея и после 3-й песни канона в некоторые двунадесятые и великие праздники.

Ирмос – начальный стих каждой песни канона. Темы для ирмосов задают ветхозаветные гимны. Для тропарей, следующих за ним в каноне, ирмос является связкой и образцом стихотворного размера, мелодии и – в идеале – содержания, которое должно представить новозаветное осуществление ветхозаветных прообразов.

Канон – обширное песнопение в составе утрени, посвященное празднику или святому, состоящее из ирмосов и тропарей, которые соединяются по определенному правилу и образуют песни.

Кондак – краткое песнопение в честь святого или праздника. За кондаком во многих последованиях следует икос, в котором более подробно раскрывается мысль кондака. Кондак и икос поются на один глас и оканчиваются (кроме тех, что в акафистах) одними и теми же словами.

Крестобогородичен – тропарь, в котором воспоминается плач Божией Матери при Кресте Господнем.

Литургия – богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии, причащение Тела и Крови Христовых. Занимает главное место в дневном круге богослужений. Остальные ежедневные службы лишь предшествуют литургии и приготовляют к ней.

Минея месячная – богослужебная книга, содержащая в себе изменяемые молитвословия церковных служб на каждый день года, посвященные воспоминаемым в этот день праздникам или святым.

Октоих – букв. «осмогласник». В православном богослужении используются восемь главных напевов – гласов. На каждый глас имеется недельная служба, в которой стихиры, каноны и проч. поются именно на этот глас, а не на другой. Книга, содержащая недельные службы восьми гласов, и называется Октоихом.

Повечерие – буквально – богослужение, совершаемое после ужина, по вечери. Повечерие бывает малое и великое. Первое совершается ежедневно, последнее только по определенному указанию Устава. Характер повечерия – покаянный, в нем ярко выражено сознание немощи человеческой, тягости, несовершенства человеческой жизни.

Полунощница – богослужение, именуемое так по времени, в которое должно совершаться, чему соответствуют и песни его, напр.: «Се, Жених грядет в полуночи. ». Это богослужение по своей тематике обращено к памятованию смерти, воскресению мертвых и второму пришествию Христову.

Прокимен – стих псалма, на богослужении предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Завета и имеющий соответствующее чтению содержание.

Светилен, или ексапостиларий песнопение особой назидательности, заключающее собою канон. Название «светилен» говорит или о свете, воссиявшем от Господня гроба (воскресные светильны), или о свете, просвещающем тварь (постные, триодные светильны), что как бы иллюстрируется расположением этой песни в конце утрени, т.е. перед рассветом. Название ексапостиларий, от – «высылаю», может означать или послание апостолов на проповедь, что составляет содержание воскресных ексапостилариев. или то, что канонарх для исполнения этого песнопения высылает из хора на середину храма певца.

Стихира – песнопение, написанное стихотворным размером на определенный напев. Исполняется вслед за стихами псалмов, например, после стиха «Господи, воззвах. ».

Триодь – от греч. . «трипеснец»; богослужебная книга, называемая так потому, что содержит в себе трипеснцы (неполные каноны из 3-х песен). Триодь Постная используется при богослужении в период Великого поста и приготовительных к нему недель (от недели Мытаря и Фарисея, с некоторыми перерывами, до Великой субботы). Богослужения по Триоди Цветной совершаются от первого дня Пасхи до дня Всех святых.

Тропарь – краткое песнопение, в котором выражена сущность праздника, похвала Богоматери или святому. Тропарем в широком смысле называется всякое церковное песнопение, хотя бы имеющее другое название (стихиры, седален и т.д.). Но в современном уставе тропарями называются песнопения, имеющие в каждом гласе свой особый напев и занимающие определенное место в последовании службы, а также те строфы, которые составляют песни канона и следуют за ирмосом.

Утреня – богослужение, именуемое так по времени, в которое предпочтительно должно совершаться. Значительное место в утрени занимают славословия и хваления Бога и Его святых угодников.

Ходатайственная молитва – часть евхаристического канона, читается иереем на литургии в алтаре после преложения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы и содержит моление, ходатайство за всю Церковь, за весь мир.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й – краткие богослужения, на которых вспоминаются страдания Спасителя, а также звучит похвала празднику и/или дневному святому.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Что такое кондак и икос, в чем их различие и схожесть?

Людей, которые регулярно посещают церковные службы, умиляют услышанные песни. Конечно, можно просто подпевать, не вдаваясь в последовательность мелодических оборотов и слов, но прихожанин, стремящийся вникнуть в суть библейских истин, непременно поинтересуется, что такое кондак и икос.

История возникновения

Кондак в переводе из греческого языка означает небольшую песню, воспевающую Господа, Матерь Божию или одного из святых. Вначале кондаком называли кусочек пергаментной бумаги, содержащий запись церковных песнопений. Сегодня – это благодарность верующих, переведенная в звуки.

Но не сразу кондак из нот превратился в хвалебную оду. Некогда святой Роман Сладкопевец служил дьяконом, затем псаломщиком в соборе. Все попытки улучшить положение оставались без внимания. Однажды, усердно молясь о помощи, он обратился к Пресвятой Богородице. Ночью она пришла к нему во сне, принесла свиток и велела его проглотить.

Проснувшись утром, Роман почувствовал прилив сил и невероятное желание передать свое настроение посредством звуков. Так возник знаменитый кондак, рассказывающий о Рождестве Христовом. Важное событие, которое сочетает молитву и мелодические обороты, подтверждает свою значимость в жизни людей, пришедших к Господу Богу.

Кондак в древности был намного объемнее по количеству слов. 20–30 строф, взаимосвязанных между собой, постепенно приводили к главной теме. Первые буквы строк выстраивались в акростих, подчеркивая главную мысль всего кондака. Это было поэтическое произведение, самостоятельное и цельное.

Сейчас кондак – это одна строфа, являющаяся частью канона. Он исполняется на литургии и во время вечерней службы. За ним следует икос (в переводе с греческого языка – «дом»). Это одновременное песнопение и прославление святого или важного церковного события. Кондак и икос – составляющие акафиста.

Схожесть и различия

Кондак и икос одинаковы по содержанию и по типу изложения. Кондак задает тему церковного праздника, а икос ее развивает. Поэтому кондак значительно короче. Икос не является самостоятельным стихом и следует после кондака. Они очень взаимосвязаны и располагаются после шестой песни канона.

Эти песнопения оканчиваются одними и теми же словами. Стихотворный размер, общая мысль помогают подчеркнуть событие, о котором поется. В икосе присутствует припев и приветствия «Радуйся», уточняя то, чему посвящен акафист. Икос подводит итог, и его сила в повторении. Несколько раз произнесенное «Радуйся» помогает понять смысл воспевания: праздник или святой образ.

Слова, входящие в состав определенной молитвы, расставлены по определенному порядку. Они имеют свою определенную последовательность, при изменении которой теряется чудодейственная сила. Все священное писание изложено великими людьми. Ничего добавлять или сокращать не надо. Читая слово в слово, вы сохраняете смысл, заложенный дар.

Как читаются кондак и икос?

  • Сохраняется очередность: вначале кондак, затем икос.
  • Существует возрастание: кондак 1, икос 1, кондак 2, икос 2 и т. д.
  • В конце акафиста повторяется последний кондак и возвращается кондак 1 и икос 1.
  • Слов в кондаке значительно меньше, поэтому они более глубокие и прямолинейные. Прочитав их, можно понять, чему посвящен определенный акафист.
  • В икосе изложение не такое уточненное, но чтобы вникнуть в суть, помогают повторяющиеся слова «Радуйся».

Существуют самостоятельные кондаки, не входящие в состав акафиста. Они посвящены знаменательным событиям: Рождеству Христову, Сретению Господнему, Светлому Воскресению. Это настоящая поэма, рассказывающая о конкретном празднике. Содержание последовательное и расширенное.

Если вы не знаете определенные слова, произносимые во время церковной службы, – это не страшно. Для прихожанина, стремящегося соединиться с Божьими правилами, обязательно наступит время, когда сложное станет простым. Важнее всего быть честным по отношению к самому себе: что хочешь понять, каким путем следует идти, каков будет заключительный этап. Главное не останавливаться на достигнутом уровне и, проповедуя Божье слово, с удовольствием делиться о том, что такое кондак и икос.

Кондак — это особая молитва

Узнайте все самое интересное и полезное о кондаке, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое кондак в Православии

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») – одна из важнейших православных молитв, посвященных тому или иному священному событию или празднику. Кондак более подробно, в отличие от тропаря, освещает причины деяний, подвигов святых, раскрывает суть праздников. Тропарь же повествует о конкретном действии или событие.

Древний кондак представлял собой многострофную поэму (от 8 до 40 строф – икосов). В современном виде кондак – это небольшие молитвословия. Они содержат не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Авторы кондаков называли их гимнами, творениями, хвалениями.

Кондак состоял из вступительных строф, которые назывались кукулиями или проимиями. Далее икосы кондака построены по определенным правилам. Одинаковое количество строк в строфах, единообразное чередование ударных и безударных слогов и одинаковое количество слогов в соответствующих строках каждой из строф-икосов.

Как появились кондаки

История появления кондаков связана с преподобным Романом Сладкопевцем (V-VI века). Он был родом из Сирии, но позднее переехал в Константинополь, где помогал на богослужениях патриарху Евфимию. Патриарх приблизил Романа за добродетельную жизнь и твердую веру. Но никакими прирожденными талантами преподобный Роман наделен не был. Из-за милости к себе патриарха он постоянно испытывал зависть и недовольство соборных служителей. Однажды они решили опозорить преподобного Романа, вытолкнув его на амвон во время богослужения и заставив петь. В присутствии императора и патриарха святой опозорился из-за невнятного пения и отсутствия голоса.

Преподобный Роман очень переживал из-за случившегося и усердно молился. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица, вручила свиток и велела проглотить его. Роман повиновался. Произошло чудо: у преподобного появился прекрасный, мелодичный голос и открылся дар к сочинению стихов. В благодарность за произошедшее чудо он написал первый кондак к празднику Рождества Христова:

«Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го рож­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

Преподобный Роман со временем стал знаменитым гимнографом Церкви и создал множество молитвенных и богослужебных текстов. Например, такие как “Песни святого Романа Сладкопевца на страстную седмицу”, “Кондак о жизни монашеской”.

Использование кондаков в богослужениях

В древние времена кондаки – это поэмы, прославляющие Бога, Богородицу и святых. Позднее кондаки стали используются реже и их место заняли более строгие, сдержанные каноны. Однако в Русской Церкви кондаки стали одними из любимых храмовых молитв. При этом количество строф значительно сократилось. Кондаки являются неотъемлемой составляющей акафистов, куда входят 13 кондаков и 12 икосов. В акафистах кондаки представляют собой краткие хвалебные песни в честь праздников, Богородице или святых.

В Русской Православной Церкви наших дней кондаки занимают довольно скромное место, хотя и поются во время богослужений. Кондак находится после 6-й песни канона на Утрене. Он передает более детально самую суть праздника, в отличие от краткого тропаря. Их можно услышать на утрени, чтении 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных, повечерия, а также на Божественной Литургии. Следует отметить, что кондаки в современном виде по размеру практически не отличаются от тропарей.

Примеры кондаков святым и праздникам

Кондак Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная.

Пасхальный кондак

Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Словарь православных гимнографических терминов

Гимнография (от греч. hymno — торжественная песнь и graphein — писание) — раздел литургики, изучающий богослужебные песнопения. Основными понятиями православной гимнографии являются формы богослужебных песнопений: Антифоны, Ипакои, Тропарь, Кондак, Акафист, Стихира, Канон, Ирмос, Катавасия, Акростих, Седален, Светилен, Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочны; а также три типа метрических (и мелодических) форм: Самоподобен, Самогласен, Подобен.

«Богословский подход к науке о богослужении, то есть стремление построить литургическое богословие и систематизировать богословские идеи нашего богослужения, обращают внимание, главным образом, на внутреннее содержание богослужебного материала. А так как он содержится преимущественно в богослужебных песнопениях или в гимнографии, то изучение этой последней представляет для литургиста особый интерес. Это изучение должно совершаться, конечно, в исторической перспективе, почему история песнопений, их развитие и прекращение тех или иных форм их, равно как и история песнопевцев, стоит в центре нашего внимания».

Аллилуиарий (греч. άλληλουιαριον от аллилуйя») — стихи псалмов, произносимые и воспеваемые на литургии после чтения Апостола в сопровождении пения «аллилуйя».

«Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности.

Антифо́ны (от греч. άντί и φονέω, звук, голос, что означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, букв. «противо-гласник») — древнее понятие литургической практики, отражающее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов, когда они поются попеременно постишно двумя хорами.

Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

Главные случаи употребления этого термина:

1. Антифоны Псалтири

2. Антифоны изобразительные или вседневные

3. Степенные антифоны

4. Праздничные антифоны.

Читайте также по теме:

  • Литургика. Православное богослужение — раздел публикаций о православном богослужении
  • Основы Православия — подборка лучших публикаций о Православии
  • Объяснение церковных молитв детям — Азбука Веры
  • Словарь церковно-славянских слов, встречающихся в молитвах
  • Полный православный молитвослов (формат pdf)
  • Толковый православный молитвослов (Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов) — Азбука веры
  • Смотрите также иные молитвы в нашем разделе «Православный молитвослов» — молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
Читайте также  Самая сильная мгновенная молитва очищения кармы

Акафист — (греч. akathistos, от греческого а — отрицательная частица и kathizo — сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов («кондак» — краткая хвалебная песнь; «икос» — пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием «радуйся» а кондаки — «Аллилуйя» (на еврейском — «хвалите Бога»). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия. Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия в 626 году.

  • «Православные акафисты» сборник православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым.

Акростих (греч. aκρος — крайний, στaχος — стих, слав. краестрочие, краегранесие) — богослужебное песнопение, начальные буквы которого складываются в слова.

«Акростих или «краегранесие», «краестрочие» представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов.

Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона.

Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте. Ясно, что «краегранесия» заметны и доступны только в греческом оригинале песнопений».

Глас — мотив (лад) в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие — систему восьми гласов.

Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Икос (в переводе с греч. – дом) — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец, живший в V веке.

Ипакои (от греч. глагола ύπακούω — прислушиваться, отвечать, откликаться, быть послушным) — песнопение в виде припева или подпевания, которое слушают стоя, посвященное Воскресению Христову или событиям праздников.

Одно из древнейших церковных песнопений и один из древнейших гимнографических терминов в истории христианства.

«Происходя от глагола υπακούω, прислушиваться, иногда — отвечать, откликаться, это слово (кроме литургического языка употребляется только в Новом Завете в значении «послушание») в качестве литургического термина имеет значение «припев».

Катавасия (греч. καταβασία — схождение, от глагола сходить, спускаться) — название ирмоса, который поется в окончании песни канона (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й).

Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.

Канон (греч. κανών, «правило, мерило, норма») — форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4 — 6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в VIII веке. Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета…

  • «Православные акафисты» сборник православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым.

Кондак (греч. κόντάκιον от κοντός — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.

В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.

Древние кондаки — многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя — обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.

Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков.

Непорочны (греч. «Αμωμος) — понятие православной гимнографии, обозначающее важный для богослужения 118-й псалом по его словам «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни. «.

Полиелей (греч. πολυέλεοσ – многая милость, «многомилостивое» в древнерусских Уставах) — торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Госповеди»).

Название восходит к частому повторению слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.

Прокимен (греч. προκείμενος — «предлагаемый вперед») – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, — а хор вторит ему.

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.

«Прокимен — προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов.

Псалтирь (от греч. псалтирион, ψαλτήριον — название струнного музыкального инструмента) — книга, входящая в состав Библии, которая состоит из 150 песней или псалмов.

В Православной Церкви Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении.

Читайте также по теме:

Светилен (греч. φωταγωγικόν) — богослужебное песнопение, исполняемое в окончании утрени, после 9-й песни канона.

«Исполняемое по чину «Бог Господь» песнопение «Свят Господь» служит подготовлением к светильну, который занимает здесь, по 9-й песни канона, такое же положение, какое занимает по 3-й песни седален, а по 6-й кондак.

Если кондак превосходит торжественностью седален, то самое место светильна в заключении канона, после такой песни, как 9 песнь, заставляет ждать от него еще большей торжественности.

Светилен, действительно, занимает исключительное положение на богослужении. Это нигде более не повторяющаяся песнь утрени. Как показывает самое название его (светилен, φωταγωγικόν), он воспевает Бога как свет и Подателя света; так, светильны постной утрени все наполнены понятием свет.

Седален (греч. κάφισμα от глагола сидеть) — богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть.

«Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся.

Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий.

Стихира (греч. στιχηρά — «многостишие») — богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.

«Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:

1. Стихиры на «Господи воззвах»,

2. Литийные стихиры,

3. Стихиры на стиховне,

4. Стихиры на «Хвалитех».

В древности под именем τά στιχηρά то есть βιβλία подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, что отдельные стихи этих песен и были первоначальных обликом стихир».

Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия, или трофей) — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).

Тропарь — одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.

Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

Акафист

Что такое Акафист?

Обращаться ко Господу через молитву , торжественную хвалебную песню — древняя православная традиция . Акафист — это один из многих различных видов церковных гимнов . Дошедшее к нам из Греции слово « Ο Ακάθιστος Ύμνος » происходит от местного слова « akathistos «, где а – это отрицание , а kathizo – сидеть . Его также называют « неседальным гимном «, потому что исполнять его принято стоя .

История Акафиста: происхождение, история развития

В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста . Этот жанр известен с ранних Византийских времен . Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы . Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах . Самым первым гимном , дошедшим до современности , стал великий акафист Пресвятой Богородице , он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов . Этот великий акафист предположительно относится к 626 году ( времена правления императора Ираклия ). Многие гимнографы называют и более ранние сроки . Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов . В те дни Патриарх Сергий , проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен , и умолял Бога о защите от войск персов и скифов , которые осаждали Константинополь . Люди просили Господа о заступничестве в храмах , умоляя спасти их дома и родной город .

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города . Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме ( Влахернский храм ), где хранились святыни : чудотворная икона Богородицы и Ее риза , а также пояс. П озднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь .

Христианские поэты составили подражания этому акафисту , а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому , которого Церковь начинает прославлять . В рассказе А . П . Чехова « Святою ночью » можно встретить художественный рассказ о том , как люди сочиняли акафист Богородице . Подобные молитвы продолжили традицию жанра .

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни . Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт — христианин . Сейчас есть не только классические акафисты , которые мы могли встретить в древности , поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу , Богородице , святому , а иногда и церковному празднику .

В России акафист , особый вид молитвы , появился около 916 — го года . Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Акафист Пресвятой Богородице

Хвалебная песня Пресвятой Богородице , который называют « великим акафистом » и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф . Это — 13 кондаков и 12 икосов . Икосы принято начинать с греческих букв . Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени . Текст акафиста содержится в нескольких книгах , но считается , что изначально он появился в Триоди Постной . Его поют только один раз в году . Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют « Похвала Богородице » или « Суббота акафиста «.

Существует около 30 различных редакций акафиста . В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия ( старца по имени Иоанн ), а киевская версия 1627 года . Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий ( Елисей ), автор перевода « Триоди постной » О том , что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века , говорит книга « Канонник » Кирилла Белозерского , которая вышла в 1407 году .

В синксаре субботы 5 — ой седмицы Великого Поста отмечается , что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя , которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы . Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей . Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще . Лейтмотив акафиста — это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия .

Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную . Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого , поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет .

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов . Это 25 песен , они соответствуют порядку букв греческого алфавита . Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен , кондаков и двенадцати пространных песней , которые называют « икос «. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника , которому посвящен акафист .

Икосы принято заканчивать на слове “ радуйся ” а кондаки на воспевании “ Аллилуйя ”, которое означает « хвалите Бога «. Икос , который читают после кондака обычно делят на две части . Читать икосы без кондаков не принято .

Акафист напоминает классический кондак по своему составу . Такие кондаки обязательно имеют двадцать строфы : двенадцать из них более краткие , с восхвалением « аллилуйя » и двенадцать длинных , которые соответствуют первому припеву кондака . Но , в отличие от кондака классического типа , акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления . От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы . Хайертизмы — это восхваления которые , начинаются со слова « Радуйся!» . Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже « Радуйся «. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому , кому он посвящен , после него обязательно повторяется первый икос , затем опять читается первый кондак .

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила . В этом случае начальные молитвы обычно не читают , можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы « Достойно есть «. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав. Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.

Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.

Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.

Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому

Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.

Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.

Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.

Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.

Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.

Примечания:

Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.

Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.

Слушать акафисты:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector