Чем отличаются молитвы от мантры

Чем отличаются молитвы от мантры

Чем отличаются молитвы от мантры

Чем мантра отличается от молитвы?

Молитва — понятие, которое существует во всех религиях – это обращение к Богу или какому-либо святому.

Мантра — древнее санскритское слово. Корень «ман» означает «думать», «тра» — «очищать, освобождать». Таким образом, мантра – это мысленная форма передачи и накопления высокой духовной энергии, которая может освободить верующего от власти этого физического мира.

Мантры, как и молитвы, имеют те же категории и свойства:

  • прославляющие Бога;
  • призывающие божеств, святых;
  • призывающие Милость;
  • защитные;
  • просящие поддержку и благословение;
  • обладающие силой влияния на внешние элементы.

К последнему пункту можно отнести мантры, в кодовую основу звукосочетания которых заложено воспроизведение определенной вибрации, которая производит воздействие на природные элементы, других существ.

Сила таких мантр может быть использована как самостоятельное средство для достижения каких-либо благих целей, например, также как и молитвой, мантрой можно изгонять вредящих духов, исцелять.

Основное отличие мантр от молитв:

1. Мантры традиции индуизма и буддизма написаны на древнем языке санскрит (деванагари), изначально санскрит использовался именно для передачи духовных знаний, поэтому на нем написаны мантры, священные писания – каждая буква санскрита излучает определенную духовную вибрацию – это мистический язык силы и священный, неискаженный канал получения Знаний. Русскоязычный практикующий индуист или буддист читает мантры в их изначальном виде – на санскрите. В отличие от молитв, мантра может состоять всего из нескольких слов, которые будут нести очень большой смысл и силу.

2. Молитвы содержат в большей степени смысловую передачу, которая должна выражаться в форме прямой речи от верующего к Господу, так как это очень важный момент, то все молитвы подлежат переводу на язык молящегося. Таким образом, сила молитвы будет в большей степени зависеть от веры и искренности молящегося. Тем не менее, определенный порядок слов, их сочетание, имеют важное значение в молитве, хотя здесь уже идет речь не о самой вибрации молитвы (в отличие от мантры), а о неискажении того смысла, что был заложен в молитву изначально передавшим ее святым, пророком, Господом. В отличие от мантр, молитву можно получить самостоятельно за счет духовного прозрения, в состоянии религиозного экстаза – мантры же остаются неизменными на протяжении веков.

Итак, как же образуется сила молитвы и сила мантры

Во время молитвы верующий полностью концентрируется на объекте молитвы, призывая его благословения (возьмем такой пример молитвы, как самый распространенный). При этом он полностью обнажает свою душу, не тая ее темных сторон, и одновременно раскаиваясь в своих грехах. Очищение души делает ее благодатным сосудом для принятия Божественной милости, благодати, благословения. Так как наша душа хранит неисчерпаемую память о совершенных омрачениях, то и создание устойчивого канала связи с Богом, который позволит постоянно находиться в благодати, занимает подчас не один десяток лет, из которых многие годы могут быть посвящены аскетическим практикам, монашескому подвигу и подвижничеству. Когда этот канал не прерывается ни днем, ни ночью, начинается трансформация верующего в святого. Молитва – самый прямой путь к Богу через веру и самоотдачу.

Мантра требует не меньшей концентрации при ее практике, чем молитва, а в чем-то даже и большей – за счет ее краткости и ритмичности легко перейти на автоматическое повторение мантры и потерять концентрацию на ее смысле. В мантре важно сохранять четкость произношения во всех трех вариантах ее начитывания: вслух, шепотом, мысленно. Мантра наращивает свою силу при каждом осознанном повторении, для этого используются часто определенные числа для каждый мантры – сколько кругов нужно повторить мантру, чтобы она обрела силу. Эта духовная сила по своей сути будет аналогична духовной силе, накопленной при повторении молитвы, она также приведет к опытам прозрения.

Благодаря тому, что индуизм почитает несколько сот тысяч богов, которые как аспекты Господа проявляются в нашем мире, то и мантра имеет более широкий спектр применения. Мантры к определенным божествам, отвечающим за различные сферы влияния на судьбу, позволяют изменить ее в лучшую сторону.

Мантра не всегда является обращением к божеству, некоторые мантры служат для активизации трансцендетного сознания, с которым мы не чувствуем связь за счет ограничений физического тела, но которое играет важнейшую роль в познании иллюзорности (ничтожности) личного «я» — эго. Мантра может вести верующего как путем самоотдачи, так и путем получения опыта переживания своей истинной природы.

Ну и напоследок можно сказать, что способы, используемые в религиозных традициях, по-своему уникальны и их не стоит смешивать. Каждый из них проверен веками на тех, кто стал духовными наставниками, проводниками истины. Придерживаясь методов своей традиции, вы ступаете по надежному пути, который приведет вас к нужной цели.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Доклад на НПК Мантры и молитвы: сходство и различие

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Копаев Юрий Сергеевич

г. Усть-Илимск, Россия

МАНТРЫ И МОЛИТВЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Аннотация. Изучением религиозных культур люди занимаются на протяжении тысячелетий, и каждый раз открывают для себя, что-то новое и увлекательное. Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Человек всегда находиться в поисках истины и реальности. Сегодня вниманию предлагается доклад основное содержание которого составляют вопросы описание элементов религиозной культуры: буддийской мантры и православной молитвы анализируется общая характеристика религиозного языка (церковнославянского и санскрита). Доклад адресован студентам и учащимся для духовного-нравственно развития и анализа практической значимости религиозных культур.

Ключевые слова. Религия, мантры, молитва, санскрит, звуковые вибрации, энергия тела, покаяние.

Актуальность и научность выбранной темы определяется следующими причинами. Религиозная культура является основой бытия любого общества, а значимость исследования религиозных аспектов православия и буддизма обуславливается тем, что сегодня наблюдается особый интерес к изучению наследия буддийской и православной мысли в целом.

Цель работы: изучить сходство и различие: буддийской мантры и православной молитвы.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Проанализировать историю зарождения мантры и молитвы;

2.Отметить отличительные особенности мантры и молитвы;

3.Выявить главные способы влияния звуковых вибраций мантры и чтение молитв на внутренне сознание человека.

Объектом данной работы являются буддийские мантры и православные молитвы выступающие, как элементы религиозной культуры.

Религия в современном мире, как и много тысяч лет назад, имеет свои исторические корни, но в той или иной степени они связаны с духовной жизнью самого общества, наряду с этим религиозные заповеди так, же имеют общечеловеческие истоки, они стали неким закреплением нравственных правил бытовавших в сознании людей [ Ильин В.В. 2007:220 ].

Вопросы бытия остаются актуальными и в нашей жизни и напрямую связаны, с нормами, традициями и обычаями того или иного общества. Религия и культура всегда находятся в определенной взаимосвязи, и как невидимая нить переплетаются, создавая свои уникальные культы и духовные ценности. Религиозные верования людей всегда были основой их созидательной, творческой деятельности, результатом которой являются высшие достижения человеческой культуры [Карпунин В. А 2002:26].

Средства массовой информации и просторы интернета сегодня пестрят рассказами о мировых религиях, как с положительной стороны, так и с отрицательной, вызывая неоднозначное отношение к религиозной культуре в целом, исламисты приравнены к террористам, христианство призывает к миропониманию, буддизм призывает освободиться от страданий и прийти к счастью, осознанию своего внутреннего «Я». И каждая культура несет свою бытность в общество. На уроках обществознания мы изучаем мировые религии, погружаемся в процесс возникновения и развития религиозной культуры, проводим сравнительный анализ отличительных особенностей мировых религий современного общества. В процессе подготовке к круглому столу, мне стало очень интересно изучить дополнительную литературу, где изучались сходство и различия: православной молитвы и буддийской мантры. С понятием мантра мы часто сталкиваемся, неоднократно слышали об их чудодейственной силе, но мало кто из нас знает, что представляет собой мантра и откуда появилось это понятие. Давайте начнем разбираться с самых истоков. Молитвы и мантры — это обращения к Богу, но между ними есть разница. Мантра – это древняя священная формула, которая несет в себе огромный заряд энергии.

Содержится эта энергия в звуковых вибрациях, которые образуются в момент произношения самой мантры [С.Н.Лазарева 2008:45].

Мантры имеют ведическое происхождение, они произносятся преимущественно на санскрите, одном из древнейших языков мира. Евге́ний Алексе́евич Т о́рчинов российский учёный-религиовед считал, что они обладают чудодейственным эффектом. Странные, на первый взгляд, слова в корень изменяют жизнь, наполняя ее смыслом и всяческими благами, которые необходимы человеку для счастья. Открытые святыми провидцами в древние времена и дошедшие до нас, мантры – это слова или слоги, которые при повторении в медитативном состоянии помогают достичь высших состояний сознания [Торчинов Е.А 2002:123].

Каждый день мы произносим множество звуков, но мало кто задумывается об их пользе. На самом деле существует целая система звуков и мантр, которые способны полностью исцелить человеческий организм. Еще наши предки знали, что если произносить определенные звуки, можно помочь своему здоровью. А если углубиться в историю, тут же отыщется множество примеров исцеления звуками. Самой первой, изначальной, является мантра «Ом». Звук «Ом», в индуизме является священным и символизирует вселенную. Это – наивысшая мантра. Священный звук «Ом», или «АУМ», представляет собой первоначальную единую вибрацию мироздания, проявляющую себя в виде трех основных энергий (позитивной, негативной и преобразующей), и является информационной матрицей и хранилищем всех священных писаний. Существуют разновидности мантр, это- поясняющие истину; дающие совет; способствующие определенным эмоциональным состояниям; исцеляющие. Есть определенные правила для практики мантры, сначала ее пишут, потом поют, потом произносят и только тогда повторяют мысленно. Так же мантры можно нарисовать, даже художественно изобразить. К примеру, в Тибете принято писать их на флажках, которые потом развеваются на ветру и сами «читаются». Можно использовать их в виде гравировки на специальных молельных барабанах, которые стоят в храмах и которые может крутить каждый прихожанин. Так, мантры «проговариваются» без участия человека [Ермакова Т.В2001:87].

Мантры необходимо повторять, число повторений — 3-9-18-27 раз и так далее. Наиболее благоприятным количеством повторений мантры считается 108. На примере предлагаю рассмотреть мантру «ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ» в переводе с санскрита означает «Ом, ты сокровище в цветке лотоса». Разберем отдельные слоги, каждый слог означает один из 6-ти миров Вселенной вернее, цвет каждого мира. Ом — белый свет – врата в мир богов (дэва-лока). Справляется с гордыней и самомнением. Ма — зеленый свет – врата в мир титанов, воинственных обитателей асуров (асура-лока). Нивелирует зависть и ревность. Ни — желтый свет – врата в мир людей (манака-лока). Действует на эгоистические желания и привязанность. Пай — синий свет – врата в мир животных (тирьяка-лока). “Лечит” запутанность и неведение. Ме — красный свет – врата в мир несчастных духов, вечно голодных демонов прета (прета-лока). Справляется с алчностью и жадностью. Хунг — серый или черный свет – врата в мир ада, преисподнюю (нарака-лока). Убирает злость и ненависть.

Пойте Богу нашему. пойте разумно» Псалом 46, ст. 8.

Что такое молитва знают все верующие люди. Но знают ли они, почему и как она действует? Какова структура молитвы? Это способ нашего соприкосновения с Богом, через которое мы выражаем свою веру, надежду и любовь. Посредством молитвы человек достигает общение с Богом. Молитва — это обращение к Богу, заключающее в себе смысловую нагрузку в виде сочетания слов в определенном порядке. Структура молитвы имеет своеобразный энергетический контейнер набора слов. Молитва бесполезна, если контейнер не будет заряжен искренним чувством и энергетикой души. Набор слов молитвы строится определенным образом для различных нужд, или точнее сказать, для различных благ. Молитва предназначена лишь для одного — приносить благо в вашу жизнь, и, жизнь, окружающих вас, любимых людей. “В молитве как речи, — подчеркивает Б. Вельте [1995: 20], — человек говорит к Богу и с Богом. Человек называет Бога и высказывает самого себя”. Молитвы бывают различные, посвящённые самым разным аспектам жизни.

Молитвы бывают: внутренняя, наружная, личная, соборная молитва. Внутреннюю молитву называют еще умною молитвой. Она вершится в молчании, без слов, умом и сердцем. Наружная молитва называется еще устною и произносится словами. Когда человек молится один, молча или изустно, то это – личная молитва. Когда же он присоединяется к молитве других людей в церкви или где-либо еще, то такая молитва называется соборною. Все перечисленные виды молитвенных обращений не существуют обособленно, многие молитвы, особенно церковные, соединяют в себе и хвалу богу, и прошение, и покаяние, поскольку молитвенное общение православного человека с Богом должно быть гармоничным и естественным. Молитва может излечить ваше тело, пролиться бальзамом на душевные раны, успокоить внутренний мир.

Любая правильная молитва обычно состоит из трех частей: благодарения, моления и прославления. Сначала мы благодарим Бога за все, что приняли от Него, затем просим Его исполнить то, что нам нужно в данный момент, и, наконец, восславляем Его и величаем Его доброту, всемогущество и славу. Великий проповедник Д. Л. Муди сказал: «Никто из знакомых мне людей не причинил мне столько проблем, сколько причинил Д. Л. Муди». Оказывается, самое страшное зло гнездится не вне человека, а внутри его. Именно состояние сердца оскверняет нашу жизнь в большей степени, чем болезни, нехватка средств или семейные неурядицы.

Самая совершенная и общая молитва, произносимая и дома, и в храме, есть молитва Господня. Она называется так потому, что Господь Иисус Христос передал ее Своим ученикам как образец молитвы. Молитва — разговор с Богом. Это двусторонний диалог, а не монолог. Во время молитвы мы говорим и слушаем. Просьба и ответ — одна из функций молитвы, но абсолютно точно не единственное её назначение. Подводя итоги хочется ответить на главный вопрос: Чем отличается мантра от молитвы? Молитва, это адресное обращение к разным святым. Мантра – это безадресное обращение, обращение сразу же ко всей Вселенной. Не нужно ставить вопрос: «Что выбирать в жизни? мантру или молитву?» и мантра, и молитва это обращение. Зашли в Храм – ощутили связь с Божественным, помолились, прочувствовали силу молитвы. Поете мантру — получаете силу Вселенной. Главным условием молитвы является — покаяние (моление), так же очень важное и необходимое ощущать богомыслие, что выражается в размышление по вопросам христианской веры и жизни. Молитва произносится своими словами, или заученными, в зависимости от традиции. Обращаясь к мантрам, мы же входим в сферу иного учения. Мантры, будучи чем-то внешне похожими на молитву, точнее на молитвенные заклинания, имеют совершенно другой характер. Они сопряжены с верой в действенность самих произносимых слов, часто, безотносительно к пониманию их смысла. Без соблюдения нравственных предписаний ни мантра, ни молитва не будут иметь никакого эффекта. Мантры и молитвы не имеют в себе основы современных языков. Мантры сопровождаются медитацией, а православные молитвы чтением.

В мантре первостепенное значение имеет комбинация звуков, это работа звуковой энергии. Мантру невозможно перевести на другой язык, в ней может и не быть какого-то лексического смысла, просто набор слов и звуков, произнесение которых способно привести к определенным результатам. Этим мантра похожа на заклинание.

В молитве к ак правило, истинно верующий человек простит о чем-то нематериальном. Например, о здоровье для себя и близких, мира, спокойствия в семье. Молитва не предполагает немедленного результата. Иногда человек молится просто для того, чтобы успокоиться и снять тяжесть с души. Молитвы можно перевести на другой язык, это не набор звуков, а вполне осмысленный текст. При произнесении молитвы точность формулировок не столь важна. Главное – вера. Конечно, существуют церковные каноны и тексты, но часто мы обращаемся к богу в произвольной форме [АндросовВ.П.2000:148].

В результате проведенного анализа установлено, что специфика звучания православной молитвы и мантры обусловливается воспроизведением древнего языка. Как православная молитва, так и мантра являются духовной наукой.

Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма. М., 2000.

Вельте Б. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс. 1995. — 224 стр.

Гийон Э. Философия буддизма. М., 2005.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение. Учебник. Серия: Образовательный стандарт XXI. Издательство Эксмо. 2005. — 480 стр.

Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс Издательство Питер. 2007. — 240 стр.

Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002.

Карпунин В.А.. Христианство и философия. Издательство «Библия для всех». Санкт-Петербург. 2002.

Конзэ Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003

Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999.

Рудой В.И., Островская Е.П., Островский А.Б. и др. Основы буддийского мировоззрения. М., 1990.

Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. СПб, 1995

Православная Жизнь

Некоторые считают, что большой разницы между ними нет. Тут, мол, речь только о разных традициях. Но так ли это на самом деле?

Молитва и медитация — это разные названия для одного и того же?

Нет, это совершенно разные духовные практики. Молитва — это обращение, в котором непременно предполагается тот, к кому человек обращается: Сам Бог, кто-то из святых (например, Пресвятая Богородица), Ангел-хранитель. Даже если мы не слышим ответа на наше обращение, мы все равно рассчитываем на то, что нас слушают.

Молитва — это плод личных отношений между человеком и Богом. Кто не верует в Бога как в Личность, не может и молиться.

А медитация не обращена ни к кому конкретно. Медитируя, человек произносит слова или звуки, но только для того, чтобы определенным образом настроить самого себя, свое сознание.О многом говорит уже связь этого слова с латинским meditatio — «размышление». А индийский учитель йоги (в которой медитация играет особенно важную роль) Патанджали и вовсе называет медитацию «прекращением деятельности сознания». Словом, ничто не мешает заниматься медитацией даже абсолютно неверующему человеку.

Какие цели преследует человек в медитации? И какие — в молитве?

В медитации человек стремится с помощью определенных приемов (фокусировки внимания, повторения определенных слов, дыхательных упражнений) так изменить свое сознание, чтобы получить некий полезный, с его точки зрения, результат. Атеисты и агностики могут стремиться к обретению спокойствия, ясности и собранности ума. Некоторые верующие — искать «откровений» от Бога или других духовных существ. Другие (например, некоторые из последователей буддизма) — очистить ум и сердце. Адепты эзотерических учений — рассчитывать, что их ум, «правильно» настроившись, войдет в соприкосновение с некоей силой, энергией или иной реальностью и достигнет «просветления»… Общее во всех этих вариантах одно: человеком движет стремление достигнуть каких-то своих целей, и он использует для этого специальные технические приемы.

Христианская же молитва рождается из любви человека к Богу, из поиска общения с Тем, Кого любишь. Можно просить у Бога помощи и поддержки, можно благодарить Его или прославлять — в любом случае человек свободно предает себя Богу, не настаивая на своем, а повторяя вслед за Христом: Не моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42). Технические приемы, помогающие «уговорить» или тем более «принудить» Бога исполнить просимое, в молитве не просто неуместны — они противоречат самой ее сути.

А как же исихазм с его техникой «умной молитвы»?

Монашеское движение исихазм (от греч. ἡ ἡσυχία — «покой, молчание»), зародившееся в XIII–XIV веках на Афоне, в самом деле соединяет молитву с определенной аскетической практикой. Но цель этих упражнений — очистить сердце от страстей и приблизиться к Богу, следуя путем святости — обóжения. А вовсе не достигнуть какой-то особенной безмятежности или получить некое «откровение».

Некоторые элементы исихастской практики внешне схожи с техникой медитации: концентрация внимания (в области сердца), контроль дыхания, многократное повторение Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но есть принципиальные отличия.

Если для медитации часто (хотя и не всегда) требуется какой-то визуальный образ — реальный (как пламя свечи) или воображаемый, то православному монаху-исихасту во время молитвы категорически запрещено представлять себе что-либо: любые фантазии — прямой путь к прельщенности, очень опасному состоянию. А повторение слов молитвы — просто способ всегда помнить о своей человеческой немощи и неспособности спастись собственными силами. Смирение — «необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом», писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Если человек, творящий молитву Иисусову, и достигает каких-то высоких духовных состояний, он знает: это дар Бога, а не результат его усилий.

Читайте также  Молитва о призывании Божьей помощи

Кстати, все церковные писатели, говорившие об «умном делании», подчеркивали, что это удел людей духовно опытных, и всячески предостерегали от него только начинающих духовный путь.

Сходства между исихастской молитвой и медитацией исключительно поверхностные и объясняются тем фактом, что у всех людей одинаковая физиология, а значит, и способы собрать внимание похожи, объясняет автор книги «Йога. Православный взгляд» Дмитрий Дружинин.

Если медитация не заменяет молитву, то, может быть, дополняет ее?

Молитву христианскую, о которой мы здесь говорим, дополнять нечем и незачем: общение с Богом для верующего человека — самая главная ценность. Православный христианин понимает, что сделаться лучше или получить то, в чем он нуждается, можно только с помощью Божией. И в молитве смиренно просит Господа о такой помощи.

Медитация же — даже если человек верит в Бога или в богов — содержит в себе элемент принуждения: приводя себя в определенное психоэмоциональное состояние, человек как бы настаивает на том, чтобы с ним «вышли на связь», чтобы к его просьбам прислушались. Можно сказать, что он отправляется в духовный мир, не спрашивая, готовы ли с ним там общаться. Кроме того, такие «путешествия» чреваты развитием гордыни: человек, достигший успехов в медитации, может возомнить себя вполне самодостаточным, чуть ли не всемогущим.

Разве Бог не хочет, чтобы мы проявляли инициативу в общении с Ним?

Вероятно, хочет. Но большой вопрос — с Богом ли желает пообщаться человек, занимающийся медитацией? Ведь духовный мир разнороден, и вовсе не со всеми его обитателями можно безопасно «связываться». А мистически настроенный человек зачастую и сам толком не знает, кого повстречает в своем «духовном путешествии». Он призывает силы, о которых не имеет ни малейшего представления, — и всегда сталкивается со злыми силами. Просто потому, что с Богом невозможно общаться на таких «условиях».

Но ведь можно никого и не призывать. Что плохого в медитации как альтернативе аутотренингу?

Смотря что называть аутотренингом. Если речь о повторении неких формул или заклинаний, с помощью которых человек пытается успокоиться или заставить себя во что-то поверить, то это сродни самовнушению или самогипнозу — вещам, предельно далеким от христианства. Христианство как раз призывает нас смотреть на вещи реально, трезво оценивая и мир вокруг, и самих себя: только тогда у человека есть шанс изменить что-то в себе к лучшему. Заметить в себе то, что мешает жить по заповедям Божиим, и сделать всё, чтобы избавиться от этих помех, — вот один из фундаментальных принципов христианской жизни, который называется покаянием. И здесь, конечно, не обойтись без благодатной помощи Божией, как не обойтись и без молитвы.

А, может, христиане так плохо относятся к медитации просто потому, что ее проповедуют конкурирующие религии?

Медитация, действительно, популярна в основном в нехристианских религиях — буддизме, индуизме, отдельных направлениях ислама. Но конкуренция тут ни при чем. У христиан и в самом деле иной взгляд на мир и на отношения человека с Богом.

Последователи индуизма, к примеру, верхом блаженства для человека считают растворение его «я» в некоем безличном Абсолюте — Брахмане; как личность человек просто перестает существовать. Еще более контрастно эта идея выражена в буддизме: любое существование — это страдание, поэтому человеку нужно постараться прожить жизнь так, чтобы избежать новых перерождений, перестать существовать…

Практика медитации органично соединяется с этими воззрениями: медитируя, человек призван отрешиться не только от всего земного, но и от самого себя.

А у христиан цель совсем другая — вечная жизнь в Боге вместе со всеми любящими Его. Сверхзадача христианина — достичь обóжения, соединиться с Богом, но не раствориться в Нем; остаться самостоятельной личностью, но войти в теснейшее общение с создавшим и любящим его Отцом и другими людьми, со всей Церковью. Залогом такого общения в вечности и является наша земная молитва — конечно же, наряду с жизнью по Христовым заповедям.

Молитвы и мантры – сила молитв и мантр

Заклинания древних огненных магов были взяты из Высших Миров и предназначались лишь для чистых сердец. Священные слова подчиняли себе стихии, демонов и джинов. Но постепенно забывалась как интонация, так и огненный ключ обращения к Иерархии Света, откуда бралась сила духовной власти.
Из-за выдачи храмовых тайн священные мантры были вынесены из святилищ и, просочившись в ряды невежд, не отличающихся твердостью моральных устоев, обрели место в среде профанов, которые любыми способами пытались заполучить земную власть.
Выкраденные формулы стали применяться не по назначению, что привело к рождению пространственных монстров и многим разрушениям, особенно святых городов и храмов на земле.
Черные маги, используя силу мантр, породили и приблизили к чистому земному миру массу злобных существ, исполняющих малейшие капризы своих хозяев. Злоупотребление магией тьмы стало катастрофичным.
Клан белых магов был создан для борьбы с такими материализованными чудищами. Охранительные мантры имели значение оберега.
Если раньше маги при помощи троекратных и семикратных повторений заклинаний вызывали или успокаивали стихии, то теперь обыкновенный человек может обуздать любое космическое течение.
Роковые моменты устраняются пением мантр. Войны и катаклизмы сходят на нет и почти останавливаются, если есть необходимый проводник энергий, коим является человеческий дух.
Музыка мантр кристаллизует и гармонизирует пространство. Болезни и немощи человечества, и даже безумие целых стран и континентов, могут уходить от пения молитв. Высшие Существа опускаются к людям в потоке высоких песнопений. Вдохновение молитвы исправляет изъяны судьбы и обстоятельства.
Молитвы или мантры, произнесенные с сердечным тщанием и огненно, вызывают сильные сигнатуры, или мыслеобразы. Сила, вложенная в молитву, дает соответствующую картину. Тихая молитва может выражаться цветком или листочком папоротника. Средняя — огненным фонтаном. Более продвинутая видна как дерево или царственный деодар, выросший до небес. Насыщенная молитва выражена как световой столб, обвитый разноцветными лентами-спиралями. Общая молитва словно огненный шар, находящийся наполовину на земле, наполовину на небе. Молитва в состоянии высокой любви видна как зарево, освещающее пространство.
Люди, которые не привыкли хотя бы единожды в день обращаться к Высшим Силам с благодарностью и признательностью, сбивая огненным вихрем сердечной молитвы напластования земной жизни, постепенно зарастают тиной неверия. Защитные силы таких существ ослаблены и низведены до уровня низких желаний.

Используя молитвы и мантры, мы входим в поток сотрудничества со всей необозримой вселенной. Молитва притягивает множество существ, созвучных ритму привлекаемых токов. Их не обмануть ложными воззваниями. Они отличают искренность от притворства. Обращение к Высшим Силам омывает и удаляет чужеродные частицы как мощная духовная струя огня.
Молитвы и мантры как средство возбуждения творящих вибраций существуют во всех религиях мира. Различается как тонкое, или умное, их произнесение, так и голосовое. Конечно, первое имеет более значимые следствия. Ведическая традиция считает умственное шептание мантры выше монотонного голосового повторения. В шептании умственном больше искренности и надежды.
Шептание мантр очищает мусор с ауры подобно метле или пылесосу.
Восток избавляется от нежелательных гостей молитвами, мантрами и постом.
Обнесение свечой углов жилища с молитвой или мантрой дает не только чисто практическую пользу, но и тонкие наблюдения. Поднимая свечу снизу вверх, нужно обращать внимание на чад, потрескивание фитиля и на вращения и отклонения пламени. Хлопки и чад выявляют наличие сильного скопления отрицательных энергий. Вращение и вытягивание пламени вверх указывают канал огненного присутствия.
Особенно тягостен для одержателей ритм мантр и молитв, если они звучат постоянно. Мани-мантра, или сокровенное Имя Владыки Будды, особенно хороша для прояснения и очищения сознания. Даруя силу провидения и прозорливости, Мани-мантра способна излечивать даже физические болезни.
Все молитвы, псалмы и настрои являются каналами великого Будды Медицины. Даже если вы читаете мантру с целью облегчить участь больного или улучшить его душевное состояние, вы уже входите в Луч сострадания и милосердия.
Всякая молитва, мантра или заклинание не могут действовать, если они не заряжены мощью сердца. То же касается и обращений к Высшим Силам с просьбой кого-то исцелить, кому-то помочь в пути, в море или степи. Без сердечной силы такая молитва окажется недейственной и останется бессмысленным шепотом в ночную пустоту.
Молитва есть сила, порождающая плазмоидальные формы энергии. Поток молний повторений молитвы или мантры возносится огненными искрами радости прямого общения с Божеством. И чем выше чистота и искренность воззваний, тем стремительнее и жизнеспособнее стрела духа.
Молния молитвы прожигает миры и очищает пространство.
На каком бы языке, в какой бы традиции ни существовала молитва, она достигает подножия Дворца Бога и приносит жемчужину наших прошений о здравии и благе ближним и дальним, родным и чужим.
Молясь за весь мир, не ошибетесь. В мире много скорбящих и нуждающихся. И даже росинка небесной благодати станет для них облегчением страданий и бальзамом сердцу, отягченному бременем жизни земной. Но для радостно идущих она станет крыльями удачи на всех путях мира.
Молитвы или мантры можно шептать в тишине. Но их можно петь, как самую вдохновенную песню. Другие прилагают к этому танец и музыкальное сопровождение.
Произнесение многих мантр и формул так сокровенно, что нужно бережно касаться этих сокровищ. Одна негативная мысль или окраска ее недовольством могут изменить весь ход и общий итог высоких размышлений.
Молитесь за весь мир, желайте всем блага — и эти альтруистические мысли изменят вас самих. А если все это будет объединено с постоянной связью с Иерархией, то эффект благого влияния на мир будет сильнее стократ.
Сильнейшая из молитв — молитва за други своя и за ближних своих. Только она достигает божественного слуха. Бормотание и выпрашивание благ себе не поднимется выше кошеля с деньгами.
Глубочайшее заблуждение считать, что каждая молитва возносится к Престолу Всевышнего. Часто в пространство транслируется самообман. Ни жадные просьбы, ни страстные вопли покарать соседа за украденное полено, ни завистливое обращение дать полной мерой одному, не одаряя никого другого, не обретут мощи высокого полета. Низкое останется стелиться ядовитым туманом, отравляя своими просьбами самого молящего. Не годится в молитве желать кому бы то ни было зла. Это есть акт черной магии. Можно лишь просить о достойной для каждого судьбе. Нужно уподобиться Владыке Христу в Его молитве за палачей и за тех, кто кричал: «Распни!» Лишь молитва, рожденная в недрах сердца, молитва вдохновенная, огненная и торжественная, дает крылья обращения к Господу.
Если в каждое слово вложена вся любовь, все благо и милосердие, которые можно отдать полной мерой для спасения и пользы человечеству, то Сила Светлая не замедлит с исполнением просьбы. Просящему за други своя воздастся сторицею.
Молитва — это разговор души с Богом. Это полная отдача всех сил, возможных и невозможных, этой огненной беседе.
Напрягая сердце свое в молитве, говорите не заученными словами, но импульсами души. Без сердечного усилия молитва слепа и бескрыла. Высочайшие мгновения прозрения — это ощущение тонкой связи с Богом, с Высшим Существом, которое навстречу протянуло руку помощи. Чувствование близости с Богом и безмолвный разговор с Ним, словно пульсирующий ток, возносит к Нему. Над головой молящегося аура золотом светит, и волны вечного света обвивают того, кто ощутил Бога в себе.
Молитва, рожденная в глубине сердца, должна длиться непрестанно. Только тогда можно ждать духовных результатов. Молитва вдохновенная несет запах сердечного фимиама.
Без молитв, без этих огненных столбов, удерживающих свод, небо нашей радости давно бы рухнуло. Столбы огненные — каналы духа, по которым незримая помощь идет на воззвания сердечные.
Часто не смысл, не мелодия, а магнетизм голоса имеет значение для исполнения молитвы или песнопения. Привлекая тончайшие звучания Высших Миров, такой голос, как колокольчик, очищает пространство и создает невидимые построения света. Но важен лишь живой, вдохновенный голос, способный вмещать драгоценную энергию сиюминутности, которая неповторима и самобытна.
Молитесь не о себе. Молитесь о своих близких и родных. Просите исцеления и благословения для них и для всего мира. Для злых сердец просите умягчения их гнева и просветления сознания, для ожесточенных — умиротворения, для скупых — щедрости, для бедных — приюта и хлеба насущного, для странников — легкого пути, для гибнущих в плаванье — спасения. И таким образом ваша молитва обнимет весь мир и вернется к вам обновленной. И ваше сердце поселит мир на целой планете.
Молитесь о тех, кто попал без вины в тюрьмы и плен. За тех, кто в пути, на море и на суше терпит лишения. Молитесь за врагов своих, об умягчении их сердец и изменении их омраченного сознания. Молитва за врагов — сильнейшая из всех. Человек, переступивший через неприязнь и ненависть, молится о человеке, нанесшем ему смертельную обиду и причинившем боль.
Молитесь о заблудших в невежестве пороков и о заблудших в невежестве ложного знания. Ищите, кому послать мысль ободрения. Тем самым вы помогаете не только себе, развивая силу своего духа и привлекая волны космической любви, но и плану эволюционному.
Даже если молитесь о мире или о ближних, не привязывайте к земле молитву свою. Отпустите ее вверх — и в свободном полете ваших высоких желаний она донесет до Престола Света вашу искреннюю просьбу.
В молитве своей за ближних раскаляем любовь сердца своего, не боясь, что сгорит оно от такого пламени. Особенно сильна молитва матери за своих детей.
Одарил Творец каждого человека даром молитвы — способностью прямого обращения к Высшим Силам. И здесь посредники не нужны. Нужны лишь те, кто научит правильному языку сердца.
Обряды, хороводы, различные мистерии и шествия существуют как средство усиления общего напряжения молитвы. Это средство, собирающее сердечный огонь в единый фокус. Недаром все культовые сооружения и храмы имеют форму свечи и сужаются вверх. Шар, венчающий навершие храмов, в дни великих молений способен светиться по ночам, раскаленный огненной силой сердец. Навершия храмов собирают мысли верующих и, концентрируя их, посылают в Высший Мир, в ответ получая силу огненного благословения и порцию той жизненной благодати, без которой ни одно сердце существовать не может.

по материалам из книги: Владимира Павлюшина (Константин Устинов) — » Рассанта, Рассения, Русь» ( Подборка эссе на основе записей).

Мантра и молитва отличие

Религиоведение

Религиоведение, история, философия, литература

Navigation

Что эффективнее — мантры или молитвы?

Этот вопрос волновал многих искателей как материального благополучия – денег, успеха, процветания, так и возвышенных состояний сознания – растворения в боге, объединения с богом, видения бога. Есть цель, которую можно достичь разными средствами, и поэтому для каждого человека – свой средство. Отставим запредельные вопросы о том, что есть божество с точки зрения молитвенников и чтецов мантр, но остановимся же о воздействии молитв или мантр на материальную жизнь человека.

Прежде всего, чем отличается мантра от молитвы? Само по себе слово «молитва» этимологически связано с малением, мольбой, просьбой. Молитва предполагает отношение «ты» и «я». Для осуществления молитвы необходим объект, к которому обращается молитвенник. Как правило, этим объектом является Бог, Аллах или другие. Молитва произносится своими словами, или заученными, в зависимости от традиции.

Мантра – это зашифрованное обращение к тому или иному божеству, причем, как правило, оно включает коренной слог этого божества (биджа, или семя). Например, слог божества Лакшми, которое щедро одаряет всякого. Кто к ней обращается за материальной помощью – это SHREEM . Мантра – это краткое обращение к божеству, без всяких лишних слов, которое произносится многократное количество раз.

Молитва тоже может произноситься многократное количество раз и приобретать черты мантры, как бы молитвословы не пытались доказывать, что повторение молитв – это не то же самое, что повторение мантр.

Теперь остановимся на том, что аффективнее для получения материального благополучия произнесение мантра или молитв. То есть можно задать вопрос так какая религия, или какой религиозный метод наиболее эффективен в разрешении материальных проблем? На первый взгляд вопрос абсурдный, но поверьте, его задают, и задают очень часто, точно так же как задают вопрос по поводу, кто эффективнее исцеляет от болезней – Бог, йога или какая-нибудь старушка, которая использует народные заклинания.

Стоит еще раз подчеркнуть, что эффект мантры или молитвы зависит вовсе не от того, какое слово произносится, а от внутреннего содержания потока сознания. Для эффективной работы мантр или молитв в сознании должно быть сильное намерение, устремление к своей цели. Тем не менее, не стоит полагать, что устремление – это фанатизм, или одержимость богатством. Ни один религиозный путь не одобряет такую одержимость мамоной, или богатством. Устремленность к своей цели должна уравновешиваться мудростью. Мудрость – это осознание своей ограниченности – в теистических религиях – это упование на персонального Бога, или Ишвару. В нетеистических религиях, как правило, это признание непостоянства, взаимозависимости всех явлений. Такие установки помогают избежать зацикливания на своем «я», которое что-то ищет для себя. Таким образом, мантра или молитва, играет роль аффирмации, или словесного подтверждения того, что уже есть в потоке сознания.

Эффект мантр и молитв всецело зависит от устремленности и мудрости, а также и соответствующего поведения. Поведение играет важную роль в достижении целей. Поскольку нравственные предписания помогают мобилизировать внутреннюю энергию. Без соблюдения нравственных предписаний ни мантра, ни молитва не будут иметь никакого эффекта.

Устремленность, мудрость и поведение – это три кита, на которых держится сила мантры или молитвы.

Чем мантра отличается от молитвы?

Молитва — понятие, которое существует во всех религиях – это обращение к Богу или какому-либо святому.

Мантра — древнее санскритское слово. Корень «ман» означает «думать», «тра» — «очищать, освобождать». Таким образом, мантра – это мысленная форма передачи и накопления высокой духовной энергии, которая может освободить верующего от власти этого физического мира.

Мантры, как и молитвы, имеют те же категории и свойства:

  • прославляющие Бога;
  • призывающие божеств, святых;
  • призывающие Милость;
  • защитные;
  • просящие поддержку и благословение;
  • обладающие силой влияния на внешние элементы.

К последнему пункту можно отнести мантры, в кодовую основу звукосочетания которых заложено воспроизведение определенной вибрации, которая производит воздействие на природные элементы, других существ.

Сила таких мантр может быть использована как самостоятельное средство для достижения каких-либо благих целей, например, также как и молитвой, мантрой можно изгонять вредящих духов, исцелять.

Основное отличие мантр от молитв:

1. Мантры традиции индуизма и буддизма написаны на древнем языке санскрит (деванагари), изначально санскрит использовался именно для передачи духовных знаний, поэтому на нем написаны мантры, священные писания – каждая буква санскрита излучает определенную духовную вибрацию – это мистический язык силы и священный, неискаженный канал получения Знаний. Русскоязычный практикующий индуист или буддист читает мантры в их изначальном виде – на санскрите. В отличие от молитв, мантра может состоять всего из нескольких слов, которые будут нести очень большой смысл и силу.

2. Молитвы содержат в большей степени смысловую передачу, которая должна выражаться в форме прямой речи от верующего к Господу, так как это очень важный момент, то все молитвы подлежат переводу на язык молящегося. Таким образом, сила молитвы будет в большей степени зависеть от веры и искренности молящегося. Тем не менее, определенный порядок слов, их сочетание, имеют важное значение в молитве, хотя здесь уже идет речь не о самой вибрации молитвы (в отличие от мантры), а о неискажении того смысла, что был заложен в молитву изначально передавшим ее святым, пророком, Господом. В отличие от мантр, молитву можно получить самостоятельно за счет духовного прозрения, в состоянии религиозного экстаза – мантры же остаются неизменными на протяжении веков.

Итак, как же образуется сила молитвы и сила мантры

Во время молитвы верующий полностью концентрируется на объекте молитвы, призывая его благословения (возьмем такой пример молитвы, как самый распространенный). При этом он полностью обнажает свою душу, не тая ее темных сторон, и одновременно раскаиваясь в своих грехах. Очищение души делает ее благодатным сосудом для принятия Божественной милости, благодати, благословения. Так как наша душа хранит неисчерпаемую память о совершенных омрачениях, то и создание устойчивого канала связи с Богом, который позволит постоянно находиться в благодати, занимает подчас не один десяток лет, из которых многие годы могут быть посвящены аскетическим практикам, монашескому подвигу и подвижничеству. Когда этот канал не прерывается ни днем, ни ночью, начинается трансформация верующего в святого. Молитва – самый прямой путь к Богу через веру и самоотдачу.

Читайте также  Молитва о привлечении денег от натальи правдиной

Мантра требует не меньшей концентрации при ее практике, чем молитва, а в чем-то даже и большей – за счет ее краткости и ритмичности легко перейти на автоматическое повторение мантры и потерять концентрацию на ее смысле. В мантре важно сохранять четкость произношения во всех трех вариантах ее начитывания: вслух, шепотом, мысленно. Мантра наращивает свою силу при каждом осознанном повторении, для этого используются часто определенные числа для каждый мантры – сколько кругов нужно повторить мантру, чтобы она обрела силу. Эта духовная сила по своей сути будет аналогична духовной силе, накопленной при повторении молитвы, она также приведет к опытам прозрения.

Благодаря тому, что индуизм почитает несколько сот тысяч богов, которые как аспекты Господа проявляются в нашем мире, то и мантра имеет более широкий спектр применения. Мантры к определенным божествам, отвечающим за различные сферы влияния на судьбу, позволяют изменить ее в лучшую сторону.

Мантра не всегда является обращением к божеству, некоторые мантры служат для активизации трансцендетного сознания, с которым мы не чувствуем связь за счет ограничений физического тела, но которое играет важнейшую роль в познании иллюзорности (ничтожности) личного «я» — эго. Мантра может вести верующего как путем самоотдачи, так и путем получения опыта переживания своей истинной природы.

Ну и напоследок можно сказать, что способы, используемые в религиозных традициях, по-своему уникальны и их не стоит смешивать. Каждый из них проверен веками на тех, кто стал духовными наставниками, проводниками истины. Придерживаясь методов своей традиции, вы ступаете по надежному пути, который приведет вас к нужной цели.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Чем отличаются мантры от молитв?

Ничем. Мантра — молитва на санскрите, которая читается 108 раз подряд и излагается, как правило, в песенной форме, а так это та же молитва, только другой веры, наши молитвы в них всегда много текста и поются не все, а в мантре много повторяющихся слогов и всегда определенное количество чтения, ритма.

Человек есть существо , что имеет интелект.Интелект человека есть в зачаточном состоянии.Интелект человеческий есть тем , что не может развивать природа .Природа доводит вас до определённой формы, тоесть формирует то, что она должна сформировать.Природа формирует определённую форму, что есть отособленой особью и может выживать и быть и жить в мире физическом.Такое формирование , такая механическая часть выполняется без вашего вмешательства, так сказать,-вам природа делает форму этого мира.Вы имеете форму, что сделана.Растения так формируются, звери так формируются, люди так формируются.ВЫ ВОТ есть такой индивидУМ и что же дальше? Поели и поспали, поспали и поели? Да.Это тоже возможность.Но у некоторых сформированых особей появляется Интелект (не у всех конешно, у некоторых).Когда есть наличие элементарного интелекта, то есть уникальная возможность в придачу.Какая это возможность? Это возможность постигать, размышлять, анализировать, различать, сравнивать, делать определённые выводы и запоминатьто, что с вами происходит в этом мире.Запоминать и воспроизводить и иметь возможность воспроизведения событий из прошлого-это возможность может быть только у той особи у которой есть в наличии интелект.

И возможность вопрошать , задумываться . И. это самое важное . возможность Желать ИЗМЕНИТЬ, ПОВЛИЯТЬ, СТАТЬ ТВОРЦОМ.

Древние . те, что единицы были когда-то. с интелектом, так сказать зачаточным. они искали и практиковали

всякие всячины для того чтобы ВЫЗВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ ТАКОЙ КАКОЙ ОНИ ХОТЕЛИ ПОЛУЧИТЬ.Они были одержимы результатом своего личного желания, так им по крайней мере казалось.

Вот. такие особи. с Интелектом и МОЛИТЬ-УМОЛЯТЬ -ПОПРОШАЙНИЧАТЬ придумали. каждый с интелектом может терерь так придумывать, но их было тогда мало..и потому . они были в почёте у дураков.

Мантры имеют такую же историю.

Я интересуюсь и молитвами и мантрами .Мне интересно.Да.Интересны и молитвы и мантры.Но у них есть одно Но.

Ни молитвы ни мантры не есть оружием дураков.

И молитвы продающие и мантры продающие обогащаются.Продавцы и мантр и молитв хорошо живут ребята.

И молитвы и мантры точно помогают тем, кто их продаёт покупателям.

Молитвы и мантры обогащают тех, кто ИХ ПРОДАЁТ.

Сами проанализируйте . и не усомнитесь.

Но. есть очень маленькое. малюсенькое. но.Это»но» есть секретом.А секреты держаться в тайне.

Но . и молитвы и мантры . есть ключами . что открывают . и помогают. и благословляют.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА ОТ МАНТРЫ И МЕДИТАЦИИ?

«. молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»

Любая религия включает в себя духовный опыт, этот опыт есть результат следования некоей духовной практике; с ее помощью верующий человек стремится достичь той цели, которую ставит перед своими последователями исповедуемая им религия. Однако не любая духовная практика — благо. В Священном Писании сказано: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» <Рим. 1, 25). Не каждая духовная практика, претендующая на то, чтобы вести человека к Богу, приводит к Нему. Существуют духовные практики, результат применения которых будет прямо противоположным.

Священное Писание предупреждает: «. многие обольстители вошли в мир. » (2 Ин. 1, 7). Православная Церковь имеет два основных вероучительных источника — это Священное Писание и Священное Предание, при этом Священное Писание является частью Священного Предания; но как Священное Писание, так и Священное Предание отражают опыт богообщения Православной Церкви. Наиболее глубокий опыт богообщения в рамках Православной Церкви имеют святые отцы. Их опыт является эталоном духовной жизни для любого православного христианина.

В современной России широко распространены духовные практики чуждые Православию, прежде всего, это мантра-йога в различных своих проявлениях и самые разнообразные виды медитаций. Можно ли рекомендовать практику мантр и медитаций людям, стремящимся к духовному совершенству?

Мантра — это текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные. Современные тантристы учат: «мантра — это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой, достигают спасения (от перевоплощений). Обычно слово мантра переводится как «очищающая ум или сознание», так как «ман» означает ум или сознание (манас), а «тра» — очищать. «. с помощью повторения мантры мы постигаем свою Сущность, которая есть вечное разумное блаженство» 21 . Существуют различные виды мантр: например, есть мантры, цель которых — разрушение, есть мантры, цель которых — исцеление болезней, мантры существуют практически на все случаи жизни, более того, есть мантры, которые являются именами злых духов.

Медитация — термин из теории йоги, характеризуется отвлечением сознания от осознавания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, который задает себя сознанию. При этом считается, что мысленная концентрация на избранном объекте медитации позволяет слиться с ним, он как бы раскрывает свою сущность медитирующему, обнаруживает перед ним свое содержание. Один йог писал об этом процессе, что глубокая медитация приводит к единству познающего, познания и познаваемого, что созерцающий, созерцание и созерцаемое не существуют отдельно друг от друга. Таким образом, медитация предполагает отождествление себя с объектом медитации. Медитация в своем высшем проявлении — это методика тренировки или переобучения ума, с помощью которой преодолеваются «иллюзии» окружающего мира, достигается погружение ума в некий «Космос» и отождествление с ним. Все это подразумевает вытеснение личности йога названной реальностью — «Космосом».

Подобный подход совершенно чужд христианству. Также для христианина не все равно к кому обращаться в молитве, потому что в Священном Писании сказано: «. нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4,12). Нет иного имени, кроме имени Христа, что же касается иных учителей, бывших до Него, то Иисус Христос не скрывал Своего мнения о них: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники. » (Ин. 10,8).

После общего знакомства с мантрами и медитациями неоиндуизма обратимся к Православию. Для начала приведем несколько слов святых отцов о молитве в целом: «Всякий молящийся с Богом беседует. Молитва есть общее дело Ангелов и человеков. кто всю жизнь тщится упражняться в молитвах и служении Богу, скоро подобным Ангелам делается по жизни, чести, благородию, мудрости и разумению. . Если же ты лишаешь себя молитвы, то же делаешь, что — вынув рыбу из воды: ибо как этой жизнь вода, так тебе молитва. » 22 .

Как видим, молитва играет в жизни христианина огромную роль. Познакомимся теперь подробнее с требованиями святых отцов, которые они предъявляли к православной молитве. Не каждая молитва угодна Богу, молитве должны сопутствовать покаяние и смирение: «Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину зимою, или без цемента» (св. Григорий Синаит); «Совершенное покаяние состоит в том, чтоб не делать более тех грехов, в коих каемся, и в коих обличает нас совесть» (св. Иоанн Кассиан). Христианин призван к непрерывной молитве: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Но при этом христианин должен помнить, что «. сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11,14). Поэтому, для того чтобы в результате духовной практики вместо общения с Богом, не прийти к общению с демонами, очень важно молиться правильно. Одним из важнейших условий молитвы, кроме смирения и покаяния, является сознательный отказ от любых визуализаций, мысленных представлений: «. сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе» (св. Григорий Синаит). Связано это с тем, что «. диавол обычай имеет, особенно для новоначальных представлять под видом истины прелесть свою, преображая лукавое свое в духовное» (св. Григорий Синаит). Действие воображения способствует чувственности (ролики с чувсвтенными женщинами из интернета), любая же чувственная экзальтация в молитве есть прямой путь к прелести, по словам преп. Макария: «Истинное основание молитвы: быть внимательным к своим помыслам и отдаваться молитве в великом спокойствии, великом умиротворении, не смущая других. Для молитвы не надобно ни жестов, ни возгласов. Довольно стонов и рыданий: все, что мы взыскуем в молитве — это приход Бога». «Когда кто, стоя на молитве и воздевая на небо руки свои и очи свои, и ум свой, держит в уме божественные помышления, воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых. и рассуждает о том тогда — во время молитвы, зря на небо, и подвигает там душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз извлекает даже и слезы и плачет. мало-помалу (молящийся так) начинает кичиться в сердце своем, сам того не понимая; ему кажется, что делаемое им есть от благодати Божией в утешение ему, и он молит Бога сподобить его всегда пребывать в таком делании. А это есть знак прелести: ибо добро уже не добро, когда не бывает добрым образом и как следует. На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими, и подобное» 1 . Святые отцы учат не только избегать чувственного отношения к объекту молитвы и отказаться от мысленного представления его, но призывают не принимать те видения, которые могут посещать молящегося во время молитвы: «Безмолвствуя и желая один быть с единым Богом, никогда не принимай, если увидишь что-либо чувственное или мысленное, внутрь тебя или вне, — лик Христов, или Ангела, или образ Святого, или световое изображение, мечтаемоеумом; не верь сему с негодованием, хотя бы то и доброе что было. Храни же ум свой всегда бесцветным, безобразным, безвидным. » 23 .

Что же такое прелесть? Св. Григорий Сина-ит пишет: «Прелесть. в двух видах является, или лучше находит, в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину. Первая бывает началом второй, а вторая началом третьей еще — в виде исступления. Началом мнимого созерцания фантастического служит мнение (притязательное на всезнайство), которое научает мечтательно представлять Божество в какой-нибудь образной форме, за чем следует прелесть, вводящая в заблуждение мечтаниями, и порождающая хуление, а далее наделяющая душу страхованиями и наяву, и во сне. Ибо за возгордением следует прелесть (от мечтаний), за прелестью — хуление, за хулением — страхование, за страхованием — трепет, за трепетом — исступление ума. Таков первый образ прелести от мечтаний. Второй образ прелести в виде воздействий бывает вот каков: начало свое имеет она в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. От сласти сей рождается неудержимость несказанных нечистот. Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действа своего и делается помешанным. В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания, предъявляет, будто видит некоторых святых, и передает слова, будто ими ему сказанные, опьянен будучи неистовством страсти, изменившись нравом и по виду став, как бесноватый. их следует прямо называть бесноватыми. Бесы непотребства, омрачив их ум сладострастным огнем, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых, давая слышать слова их и видеть лица» 24 .

Люди, впадающие в состояние прелести, становятся самонадеянными и дерзкими. Они перестают прислушиваться к мнению окружающих и очень агрессивно воспринимают любые попытки их образумить. Пребывая в уверенности, что именно им открыта истина, всех несогласных с собой они считают интеллектуально ущербными людьми, невидящими истину. Любой критический анализ своего состояния ими отвергается. Многие из прельщенных занимаются, как они полагают, борьбой с демоническим силами. Однако и этот вид духовного соблазна не нов для Церкви: «Надлежит тебе знать и следующее коварство демонов. Иногда они разделяют себя на две группы. Одни приходят с соблазном. И когда ты взыщешь помощи, входят другие в ангельском виде и прогоняют первых, чтоб прельстился ты мнением, что они настоящие ангелы, и впал в самомнение, что удостоен того» 2 .

Очень своеобразны и способы борьбы с демонами, которые предлагают учителя неоиндуизма, например, Свами Шивананда пишет следующее: «Иногда вас будут беспокоить злые духи с ужасными, свирепыми глазами и длинными зубами. Отгоните их энергичными усилиями воли, приказав убираться вон, и они удалятся». Совет отгонять бесов усилием собственной воли — типичный совет прельщенного человека. Св. Нил Синайский пишет: «Бывает, что иногда демоны, вложив тебе какие-либо помыслы, сами же побуждают молиться против них, воспротиворечить им, — и тотчас отбегают; чтобы ты впал в прелесть, возомнив, что начал уже побеждать помыслы и устрашать демонов». О единственно подлинном способе борьбы с демонами св. Антония Великого пишет: «. молитвами, постами и верою в Господа враги тотчас низлагаются. Впрочем, и будучи низложены, они не успокаиваются, но тотчас опять приступают с коварством и хитростью». Например, дьявол имеет такое своеобразное «духовное утешение» для своих жертв: «. сатана свое влагает в душу утешение в кажущемся сладким чувстве, во время ночных успокоений, в момент тончайшего сна (или засыпания)» 25 . Причина такого «утешения» проста — «рыбка» не должна сорваться с крючка, прежде чем крючок намертво не застрянет в жертве. Следствием прелести могут быть, как физические и психические заболевания, так и смерть: Вспомним о жалком падении старца Ирона. Он вдался в крайне строгий пост и глубокое уединение, и чтоб как-нибудь не нарушить их, по внушению врага (дьявола), не стал приходить в обычные собрания пустынников по субботам и воскресениям, где во взаимном собеседовании выяснялись разные пути и распутия жизни строгой, Обольстившись этим, будто добрым советом врага, он поддался ему еще в большем прельщении, — принял его за Ангела, когда он явился ему в сем виде, и согласился, по его слову, броситься в высохший колодец, — расшибся и на третий день скончался. Призыв святых отцов к правильному образу молитвы продиктован стремлением уберечь христиан от прелести, опыт православной молитвы основан на личном духовном опыте отцов Церкви,-

Итак, совместимы ли мантра-йога и медитация с православной молитвой? Нет, не совместимы. Святые отцы запрещали любые виды визуализаций во время молитвы, в неоиндуизме визуализация — нормальное явление. В неоиндуизме отсутствует христианское понятие греха, а значит, и покаяния, без чего православная молитва невозможна. Мантры ничего общего не имеют с молитвами, в Православии нет и не может быть молитв, призывающих демонов, молитва должна быть сознательна, человек должен знать содержание своего молитвенного обращения к Богу, в неоиндуизме это необязательно. Православие призывает к бесстрастию, неоиндуизм — к чувственной экзальтации. Таким образом, вывод может быть только один: путь мантра-йоги и медитации неоиндуизма, с позиции духовного опыта Православной Церкви, есть прямая дорога кобщению с бесами, их же цель — прежде всего, духовное убийство. (Пример с молитвами у Володара)

Чтобы избежать подобной опасности, следует прислушаться к словам святых отцов и не пытаться черпать духовность из ядовитых источников, помня о том, что истинное Боговидение и неложное познание вещей составляет совершенное православное, догматическое учение. Поэтому самый простой способ отделять семена от плевел — следовать православному вероучению, отвергая все противное ему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector