Чем отличается молитва от псалмов

Чем отличается молитва от псалмов

Чем отличается молитва от псалмов

В чем отличается молитва от псалмов

Вот нашел в энциклопедии:

Изучив материал дальнейший пришел к выводу, что молитва — более общее название и всегда включает в себя обращение к божеству или святому.

Псалом далеко не обязательно является воззванием, часто описывает те или иные библейские сюжеты или моральные принципы:

«Блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых и не стоял на пути грешных, и не сидел в обществе губителей, но в законе Господнем воля его, и закону Его он будет поучаться день и ночь. И будет он как дерево, посаженное у истоков вод, которое плод свой даст в свое время, и лист его не опадет. И все, что он ни делает, будет успешно.

Псалмы все записаны в канонизированный сборник – Псалтырь. Каждый псалом имеет свою строгую нумерацию. Псалмы, как правило, читаются попами на богослужении, это форма песнопения.

Та или иная молитва может входить в Псалтырь, а может не входить. Далеко не каждая молитва соответственно нумерована. Молитва читается прихожанами, как текст, псалом же поется попом и хором (впрочем, ее может читать вслух или мысленно любой). Псалом – это канонизированный текст, используемый в богослужении.

В Псалтыре 150 молитв.

По ссылке можно прочесть их все, а также указания какие и на каких службах используются в качестве песнопений.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Все, кто проходил или присутствовал на чине освящения дома, офиса, транспортного средства и т. п., слышали строчки, которые произносил священник, обходя вокруг освящаемого предмета и окропляя его святой водой.

Отличается священный псалом 90-й от остального молитвенного слова в том, что в нем наличиствует довольно широкая яркость образов и поэтичность языка, горячей веры, возвышенность мысли и живого чувства.

Как правило, он часто помогает при недугах, как духовных так и телесных, поется в песнях чина освящения и на службах. Имея довольно большую божественную силу, способен помочь в защите от бесов, злых духов и демонов.

Существует также и обычай, в котором сам псалом в виде небольшой складывающейся иконки носится в кармане или на груди.


Чтение Библии занимает особое место в жизни Церкви. О том, что такое Псалтырь, известно практически каждому христианину. Это единственная книга Ветхого Завета, написанная задолго до прихода Иисуса Христа, которая в полном объёме вошла в богослужебный устав православной церкви. Она непрестанно читается во всех храмах, монастырях и домах верующих мирян.

Афанасий Великий, один из наиболее почитаемых греческих Отцов Православной Церкви, архиепископ Александрийский, который жил в IV веке, говорил, что все книги Священного Писания изобилуют наставлениями и поучениями, но при этом в любой из них ощущается определённая дистанция между повествующим и читателем. Книга Псалтырь написана совершенно иначе. Во-первых, псалмопевец составил тексты от первого лица, благодаря чему читающий может использовать их как молитвы, обращаясь к Господу и рассказывая обо всех своих переживаниях. Во-вторых, в этой книге содержатся различные случаи обращения к Богу, применимые во всех случаях жизни.

Все книги Священного Писания делятся на учительные, исторические и пророческие. Сборник псалмов является единственным разделом, который охватывает тексты разной направленности: хвалебные, покаянные, утешительные, благодарственные, просительные и др. Это своего рода библейский молитвослов.

Учитель афонского старца Паисия Святогорца — преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения. Он излагает перечень текстов с пояснениями, по какому случаю желательно их перечитывать.

Но не стоит забывать обращаться к Господу самостоятельно и прислушиваться к Его голосу, который звучит в том числе и через строки Священного Писания. Одно из важных условий, без которого невозможно прощение грехов и спасение, — это вера.

Эта часть Библии — одна из самых важных. Поэтому домашнему чтению хотя бы небольшого отрывка желательно уделять каждый день. Некоторые монахи ежедневно прочитывают эту часть Священного Писания целиком. Но также можно заучивать отдельные отрывки книги Псалтирь, читать по кафизмам или по главам.

Кафизма (кафисма) — стихословие, определённая часть Псалтири, охватывающая одну или несколько глав.

Помимо приведённых псалмов рекомендуется читать дополнительные молитвы. Несмотря на отсутствие строгих уставов, очень важно настроиться, сосредоточиться и отрешиться от всяких суетных помыслов.

Строгого устава, как правильно читать Псалтырь дома, Церковью не предусмотрено. Но за много веков в православной традиции сформировались определённые правила и условия.


Надписания к псалмам не всегда вносят ясность при попытке установить исторический фон, авторство, происхождение, значимость и пояснения для исполнителей. Значительные сложности возникают при интерпретации, поскольку древнееврейский язык, с которого переведён сборник Псалмов, изобилует полисемантизмами, то есть, многозначными словами.

Жанр и указания для музыкантов

Перед каждой песней добавлены специальные указания, поясняющие характер исполнения, жанр и музыкальный инструмент для сопровождения.

Существует мнение, что авторство книги принадлежит одному человеку и эту книгу можно смело назвать Псалтырь Давида. Однако имена, предшествующие большинству псалмов, могут иметь несколько значений: показывать авторство, указывать, кому посвящён текст или же о ком пойдёт речь. Разграничить значения довольно сложно. В масоретских рукописях такие надписания прилагаются не ко всем песням, но присутствуют в древнегреческом варианте, то есть, в Септуагинте.


Псалтирь применяется не только, как домашнее чтение, дополнение к молитвенному правилу, но и широко используется во время проведения богослужений в храмах. За много веков существования и развития православной церкви сложились определённые традиции. Например, каждая вечерняя служба начинается со 103-го псалма. После завершения богослужения обязательно звучит 33 псалов. А утренняя служба открывается шестопсалмием, включающим 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Перед канонами необходимо прослушать 50 — покаянный псалом. Он же, кстати, входит и в обязательное утреннее молитвенное правило.

В современном мире людям бывает сложно найти свободное время для чтения Библии и совершения предписанных Церковью молитвенных правил. Но не стоит печалиться. Господу в первую очередь важны живая молитва, чистое открытое сердце, искреннее покаяние и стремление измениться в лучшую сторону. Видя добрые намерения человека, Бог проявляет милость и помогает. Главное — верить и полагаться на Бога!

Многие люди почувствовали помощь Господа, пришедшую в ответ на молитвенные обращения к Нему. Они с радостью делятся своими историями, чтобы поддержать людей, впавших в уныние и помочь обрести и укрепить веру. Несколько примеров приводится ниже:

Хочу поделиться своей историей. Я человек верующий, но в церковь хожу редко. Раньше часто заказывала в храмах сорокоуст о здравии, но о чтении псалтири узнала лишь недавно. В нашу семью пришло несчастье — мои родители начали часто ссориться, а затем и вовсе приняли решение о разводе.

Я решила посоветоваться с одной знакомой прихожанкой из нашего храма. Она порекомендовала обратиться в монастырь и заказать чтение неусыпаемой псалтири. А на следующий день позвонила одна моя подруга и предложила совершить паломническую поездку в Дивеево. Я, не раздумывая, согласилась.

Место, в которое мы прибыли, были поистине благодатным. К тому же сразу ощутилась молитвенная поддержка монахинь. На душе сразу поселился покой и умиротворение. Появилась уверенность, что Господь нас не оставит. Так и случилось. Наши молитвы были услышаны и через год мои родители помирились. С благодарностью вспоминаю сестёр Дивеевского монастыря и всех, кто нас поддерживал. Слава Господу Богу и Богородице за всё.

Мне стала часто сниться моя бабушка, которая умерла 5 лет назад. Казалось бы, на это можно не обращать внимания, но сны повторялись всё чаще, а после пробуждения на душе было очень печально и неспокойно. Я зашла в ближайшую церковь поставить свечку за упокоение. Богослужения в этот день не было, но мне удалось встретиться со священником. Он объяснил, что поминовение усопших очень важно.

Христианин должен молиться за своих близких и родных — не только за живых, но и за тех, кто перешёл в мир иной. Можно писать записки (списки имён), которые затем читаются во время службы или на панихиде. Или же обратиться в монастыри, где читается псалтырь по усопшим. Цены вполне приемлемые.

Всё это помогает душе упокоиться и мирно перейти к вечной жизни. Лучше всего, если молитвы совершаются за новопреставленного, то есть, за недавно умершего (менее 40 дней). Сила молитвы очень действенна. Даже когда молишься за других, меняешься сам. Последнее время мне стало легче и спокойнее, ушли тревожные мысли и сны. Если обратиться к Богу с искренним сердцем, Он проявит милость.

На все случаи жизни: как молиться по Псалтири дома?

Мы часто говорим о пользе чтения Псалтири. Зачем нам читать Псалтирь? Как правильно поминать живых и усопших по книге пророка Давида? И почему важно приглашать к своей молитве других христиан? Сегодня мы расскажем Вам, как молиться по Псалтири самостоятельно.

Зачем вообще читать Псалтирь?

Ради спасения своей души, разрешения непростых жизненных ситуаций, здравии близких и упокоении душ родственников. На самом деле, Псалтирь – одна из самых универсальных священных христианских книг. Складывалась она как сборник гимнов человека к Богу покаянного, просительного, благодарственного и хвалебного характера. Кроме того, Псалтирь описывала исторические события, происходившие с еврейским народом в ветхозаветное время. А еще в этой книге зашифрованы аллюзии на подвиг Христа.

Дословно «Псалтирь» переводится как «Книга хваления». А поскольку большая часть псалмов принадлежит пророку Давиду, то и Псалтирь принято обозначать за его авторством. Книга, кем бы она ни читалась, всегда будет разговором человека с Богом. Интересно, что Псалтирь в новозаветное время легла в основу христианского богослужения. Как Вы можете заметить, на службе в храме, а также во время совершения тех или иных таинств обязательно читаются один или несколько псалмов.

На Руси, а ранее и на христианском Востоке, по Псалтири могли молиться отдельно, читая книгу о здравии и упокоении ближних. Книгу использовали как в монастырях, так и в миру. По Псалтири длительное время детей обучали грамоте, а молитвенное правило дома вполне могло состоять только из этих ветхозаветных текстов. Святые отцы в разные эпохи подчеркивали силу молитвы псалмов Давида: «Лучше солнцу остановиться, чем прекратить чтение Псалтири».

Как приступить к молитве?

Итак, если Вы решили самостоятельно читать Псалтирь, нужно ознакомиться некоторыми правилами ее чтения. Во-первых, существует некоторый «график» чтения по церковному уставу. Но сразу нужно сказать, что можно не привязываться к нему, пока не будет привычки молитвы по Псалтири. Ожидаемо, что будут пропуски. Поэтому, чтобы не сбивать Вас, заранее посоветуем, что возможно молиться по книге с первой кафизмы (то есть с первой главы) и далее «двигаться» подряд по мере прочтения. Но приведем уставные особенности, если Вы вдруг сразу соберетесь следовать указаниям.

В воскресенье: 1, 2, 3, 17
В понедельник: 4, 5
Во вторник: 7, 8
В среду: 10, 11
В четверг: 13, 14
В пятницу: 19, 20
В субботу: 16, 17

Как видим, некоторых кафизм просто нет в недельном круге богослужения. Зато целиком Псалтирь вычитывается во время Великого поста.
С чего начать чтение? С начальных молитв. Вот они:

«Молитвами святых отец наших…»,
молитва Святому Духу («Царю Небесный»)
Трисвятое
молитва ко Пресвятой Троице
молитва Господня («Отче наш»)
тропари (глас 6) – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще…»
Слава: «Честное пророка Твоего, Господи, торжество…»
Ныне: «Многая множества моих…»
молитва Святой Живоначальной Троице.

Скорее всего, Вы будете читать Псалтирь по книге. Там есть раздел «молитвы перед началом чтения Псалтири» или что-то подобное. Даже в онлайн-версии возможно такое приложение. Ничего сложного здесь нет. А теперь рассмотрим случаи, как поминаются на кафизмах живые и усопшие.

Как читать Псалтирь о здравии?

Начали читать первый псалом любой из кафизм, затем следующий и уперлись к выделенное красной строкой или даже цветом слово «Слава». Что это? Целый молитвенный шифр… Здесь читаем:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Трижды.)

А далее начинаем поминать тех, кто нам дорог. Строгих указаний на это нет. Главное, попросить Бога:

Спаси, Господи, и помилуй рабов твоих (имена) и даруй им мирная Твоя и премирная благая (даруй им земные Твои и небесные блага).

Надо отметить, что здесь мы можем и изменить, и расширить предмет просимого. Например, произносить «Исцели, Господи, раба Твоего Иоанна и даруй ему крепко здравия…» и так далее, в зависимости от состава нашей просьбы. Здесь очень важно понимать, что разговор с Богом – очень личный и искренний. Тексты псалмов и молитв глубоки и универсальны, но вот наши прошения – крайне индивидуальны. И, наверное, вот в этот момент стоит помолиться Богу своими словами.

Господи, помилуй (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И переходим к следующей части кафизмы. На очередной славе повторяем то, что было указано выше.

Трисвятое
молитва ко Пресвятой Троице
молитва Господня («Отче наш»)

После «Отче наш» читается указанный в Псалтири тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз) и молитва (указана в тексте).
Если продолжаете читать далее следующую кафизму, то ее начинают с молитвы «Приидите, поклонимся…» (Трижды).

Как читать Псалтирь об упокоении?

Молитвы чтения Псалтири об усопших не отличаются, за исключением короткого, но центрального мотива чтения: человек в данном случае уже молится об умершем или умерших. Соответственно, добавляется особая молитва. Чтение ее приходится на «Славах» по тому же принципу, что и о живых:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Трижды.)
Господи, помилуй (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

А после вставляем молитву о тех, кого с нами сейчас нет:

Помяни, Господи Боже наш, в ве́ре и надежди живота вечнаго преставльшагося (до 40 дня со дня смерти – «новопреставленного») раба Твоего [или: рабу Твою́], брата нашего [или: сестру нашу] (имя) и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его [или: ея] согрешения и невольная, избави его [или: ю] вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему [или: ей] причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому [или: той] буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Здесь ничего своего придумывать не стоит. Загробный мир отличается от нашего, там душам усопшим нужны уже совсем другие блага, о которых мы часто забываем. Поэтому читайте данную молитву как есть. И продолжайте:

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И далее кафизма оканчивается, как указано в варианте о здравии. Там к чтению добавятся заупокойные тропари. Но в современных Псалтирях все эти тексты искать не нужно, они написаны после кафизм.

Как завершить молитву?

Очень просто. Читаем следующие молитвы:

Достойно есть
Слава Отцу, и ныне
Господи, помилуй. (Трижды)

И читаем отпуст:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Вот так Вы свое правило и окончили. Когда соберетесь читать Псалтирь вновь, неважно, в тот же день или в другой, повторите указанные правила.

Кого пригласить себе в сомолитвенники?

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), говорит Господь в Священном Писании. Именно поэтому верующие собираются на богослужение в храм. Смысл подаваемых в церковь записок на литургию, молебен, сорокоуст, панихиду и тот же Псалтирь заключен как раз в объединении усилий молящихся для прошения у Бога помощи.

На чтение Псалтири, как правило, подают записки в монастырь. И здесь существует несколько причин. Во-первых, одно из главных занятий иноков – молитва. Считайте, что приглашаете себе в помощь профессионалов. У них есть для этого время, есть настрой, который отличается от состояния постоянно спешащего и бегущего мирского человека. Вы можете пропустить день или несколько дней чтения Псалтири. Возможно, что-то не дочитаете. Где-то ум будет рассеянным. В монастыре таких рисков гораздо меньше.

Во-вторых, Псалтирь в монастырях читается круглосуточно, 7 дней в неделю. Молитву по Псалтири потому и называют «сильной», что данное правило по древней традиции в монастырях исполняется без перерывов даже ночью. В назначенное время к аналою в храме приходит инок, сменяет предшественника и продолжает читать Псалтирь. Да, на каждой «Славе» он из раза в раз поминает Ваших близких. И так делают все следующие иноки. Представляете, какая защита!

В-третьих, прося монахов помолиться о ближних, Вы делаете пожертвование в пользу обители. Это очень большое дело. Надо сказать, что творить милостыню за ближнего, живого или усопшего, дело очень полезное. Вы совершаете доброе дело как бы за него, и тем самым помогаете его душе.

Поэтому, собравшись читать Псалтирь, мы очень рекомендуем Вам подать записку в один из 5-ти русских монастырей. Пусть молитва оберегает Вас и Ваших близких круглые сутки!

В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого». В храме псалмы читаются ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. В чем же заключается духовная польза чтения Псалтири? Почему важно неукоснительно использовать эту книгу в своем домашнем молитвенном правиле? На эти вопросы отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.

Читая Псалтирь, мы, несмотря на все наши грехопадения, воздвигаем свои сердца горе

– Псалтирь – собрание, должно быть, самых древних богослужебных текстов, составленных в разное время разными людьми, но в основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком Давидом. Уже исходя из того, что книга эта – богослужебная по преимуществу, польза её заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божией. Кроме богослужебного употребления, существует древняя православная традиция домашнего, или «келейного», чтения этой великой книги. В любом случае, духовная польза чтения Псалтири заключается в принесении духовных плодов, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Всё это – дары Духа Святого, но подаются они ищущим Бога, и чтение Псалтири, с одной стороны, служит исповеданием этого нашего искания, а с другой – в этом искании нам помогает. Потому что псалмопевец Давид именно и отличался крайним своим, всецелым устремлением к Богу. Притом он не лишен был грехов и треволнений, и страхов, и борений (всё это нашло отражение в Псалтири), как это свойственно и нам. Но всю эту житейскую, скажем так, мятежность Давид преодолевал непрестанно крайним упованием на Бога с любовью и покаянием. Вот почему, читая Псалтирь, мы вместе с этим великим мужем и сами, несмотря на все наши грехопадения, скорби и трудности, воздвигаем свои сердца горе, в надежде, что Господь не оставит нас, но по молитвам святого, также познавшего трудности земного странствия, подаст нам решимость неотступного и повседневного устремления ко Господу и упования на Него. А то, что Господь никогда не оставляет человека, имеющего такое сокрушенное сердечное расположение и соответствующие труды, – множество подтверждений этому мы опять же находим в Псалтири, где Давид снова и снова благодарит Господа за то, что во всех многосложных и опасных обстоятельствах жизни Он не оставляет раба Своего, одаривая многими милостями и щедротами, главная из которых – сама возможность теснейшего и живого общения с Богом.

Строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет

– Псалтирь – самая популярная сейчас книга Ветхого Завета. Исходя из смысла коротких песней, которые раньше исполнялись под аккомпанемент похожего на гусли инструмента, можно понять, что их авторы ставили своей целью восхваление Бога в любых житейских ситуациях: от покаяния и славления Бога до восхождения на крутые ступени ветхозаветного храма. А поскольку и у современного читателя довольно разнообразная жизнь, то и строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет. К сожалению, существует довольно серьезный перегиб в обществе: многие считают Псалтирь исключительно книгой, чтомой по усопшим. Но это умаляет значение прекрасного труда пророка Давида и единомышленников. Ведь те строки о покаянии, о справедливости Божией, о Его милости, о заботе и о долге верного последователя помогают не только усопшим, но более читающим. Именно в этом я вижу источник духовной пользы Псалтири.

Читайте также  Молитва за мужа защитная

– В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. И действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта книга с древности называется – Книга Восхвалений (ивр. ‏ תהלים ‏‎ (тəhилим). А с другой стороны, многие псалмы имеют покаянную содержательность, направленность, и они подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном, Любвеобильном и т.д.

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать

В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в основном на бересте писали на житейские темы, можно было выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь. Второе место занимали притчи царя Соломона. Уж не знаю почему. Может, потому, что там очень часто затрагивается семейная тематика, воспитание детей, – то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали Православие прежде всего как образ жизни.

Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И, живя на земле, они как бы оказываются на небесах.

Псалтирь – это Божие слово к нам. Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы

– Почему важно читать Псалтирь, а не только молитвослов или акафисты? Потому что псалмы – это не просто древние, трудно понятные молитвы, как многие думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Если любая молитва – наше обращение к Богу, стремление к Нему, подобно как пламя свечи устремляется к небу, то Псалтирь – это Божие слово к нам, это свет, нисходящий с неба и просвещающий самые тайные стороны нашей души. Псалтирь – книга Богооткровенная. Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. «Вот так вы должны обращаться ко Мне, каяться во грехах, чего-то просить, прославлять Своего Творца и восхищаться Промыслом Божиим», – говорит нам Господь через священную книгу Псалтири.

Псалтирь – духовная защита от любых темных сил

Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны.

Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором сказано, что Господь грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною Своею (Пс. 95, 13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из Псалтири, поэтому тот, кто дома читает псалмы, тот и в храме лучше понимает богослужение.

Псалтирь – это камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни

Иногда говорят, что мы не понимаем псалмов, и, значит, зачем их читать. Но если мы не понимаем состав лекарства, то это не значит, что в болезни мы не должны его принимать. Как еще говорят, «ты не понимаешь, зато бесы понимают»: они отходят от искушаемого человека, когда слышат священные слова псалмов. Если не начать читать Псалтирь, то ты ее так никогда и не научишься понимать. Смысл становится понятен по мере нашего возрастания и духовного опыта, когда псалмы входят в нашу духовную жизнь, когда они становятся созвучны голосу нашего сердца.

Псалтирь имеет исключительную ценность, о которой мы подчас не задумываемся. Эту ценность трудно передать на словах. Ее понимаешь со временем. Псалтирь – это как камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни. Псалтирь дает нам духовную бодрость и трезвость, освобождает сердце от нашедших искушений, помогает выправить свой жизненный путь по стезе исполнения Божией воли.

Что такое псалом?

Что такое псалом

Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.

Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.

Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.

Как читать псалмы

Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.

Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:

  • Соломона,
  • Моисея,
  • Асафа и его потомков,
  • Емана,
  • Ефама,
  • сынов Кореевых,
  • неизвестных авторов.

Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.

Святой Ефрем Сирин о псалмах

Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.

Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.

Значение псалмов по номерам

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Глава 3. (О надписаниях: «псалом», «песнь», «хвала» и «молитва»)

Глава 3. (О надписаниях: «псалом», «песнь», «хвала» и «молитва»)

И надписания: «псалом, песнь, хвала, и молитва» — имеют между собою такое различие. «Псалом» есть сладкопение при игре на музыкальном орудии. «Песнь» есть произношение слов при устном пении. «Молитва» есть обращенное к Богу испрашивание чего либо полезного. «Песнь» есть благохваление, возносимое Богу за блага, какие уже имеем. «Хвала» заключает в себе похвалу Божиим чудесам. Ибо похвала есть не иное что, как усиление хвалы.

Но в надписаниях названия сии нередко каким либо сочетанием между собою соединяются так, что из двух названий по соединении делается одно: или «псалом песни» (Пс. 91), или «песнь псалма» (Пс. 82), или «в песнех псалом» (Пс. 66), или, как дознаем у Аввакума, и «молитва с песнию» (Авв. 3:1). Смысл же надписаний сих, по которому возводимся ими к добродетели, есть следующий: псалтирь — такое музыкальное орудие, которое издает звук из верхних частей своего состава, и музыкальное произведение, разыгрываемое на семь орудий, называется псалмом.

Посему увещавающие к добродетели слово самым видом орудия выражает особую мысль: им повелевается, чтобы жизнь твоя была псалмом, который не земными звуками (а под звуками разумею помышления) изглашается, но из горнего и небесного производит чистый и внятный звук. Услышав же песнь, гадательно дознаем видимое благоприличие жизни. Как от музыкальных орудий достигает до слуха один звук сладкопения, самые же речения песнопения не выражаются членораздельными звуками, а в песни бывает то и другое: слышны и склад пения, и вместе с пением выводимая сила речений, которая по всей необходимости бывает неизвестна, когда сладкопение производится одними музыкальными орудиями: так бывает и с упражняющимися в добродетели. Некоторые, вняв умом умозрительному и созерцательному любомудрию о сущем, неявно для многих преуспевают в добродетели, заключая доброе в собственном своем сознании, а которые, по мер рачительности, преуспевают в самом образ жизни, те благоприличием во внешнем, как бы словом каким, обнаруживают и другим благоустройство своего поведения. Посему, когда в добре преуспевает кто тем и другим способом, и любомудрие нравственное сходится с умозрительным, тогда бывает «песнь псалма», или «псалом песни». А когда предметом похвалы бывает что либо одно из сего, тогда или умопредставляемое благо выражается только «псалмом», или нрав и благоприличие в видимом изъясняется песнью.

Песнь же или хвала, соединяемая с песнью, служит уроком для нас не прежде отваживаться на богомыслие, как соделав жизнь свою достойною такого дерзновения. «Некрасна», сказано, «похвала во устнех грешника» (Сир. 15:9). «Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя?» (Пс. 49:16). Также и слова: «молитва с песнею» внушают нам то же, а именно, сперва заботиться о жизни, чтобы не оказаться кому нестройным и разногласным в начинаниях, а потом уже приступать с молитвою к Богу. И мне кажется, что Господь сказавшим Ему: «научи ны молитися» (Лук. 11:1), «подал такую мысль, а именно, что молитва преспевает не словами, а жизнию, когда сказал: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец небесный» грехи ваши (Мф. 6:14). Когда же пишется просто: «хвала», тогда понятие сие содержит в себе некое свидетельство о восписующем хвалы Богу; потому что не иному кому принадлежит хвалить Бога, а только, как сказано: «хвала Давиду» (Пс. 144); из чего можно дознать, что если и мы соделаемся подобными ему, то получим тогда дерзновение хвалить Бога.

А «в песнех псалом» (Пс. 60) возводит нас в высшее состояние, которое знал и Божественный Апостол, как говорит о себе Коринфянам, что воспевает он то «духом», то «умом» (1 Кор. 14:15). Почему псалмопение, совершаемое умом, объясняет сказанное прежде слово, что видимое должно быть достойно сокровенного, чтобы песнь приводила к догадке о такой мысли. Псалмопение же, совершаемое одним духом, указывает на преимущественное состояние святых, когда приносимое ими Богу лучше изъявления видимым; потому что это, как сказано: «псалом» не в каких либо песнях, выражающих силу умопредставляемого словами, но в песнях, выражаемых не словом. А это, по моему суждению, урок нам, что надлежит знать о песни. Ибо дознаем, что жизнь высокая, мудрствование о горнем, возбуждение нашего орудья помышлениями небесными и выспренними есть песнь Богу, преуспевающая не силою слов, но превосходною жизнью.

А когда к слову: «в песнех» Пророк приписывает слово: «разума» (Пс. 53:54), тогда, мне кажется, подает некий совет, не без рассуждения избирать речения, употребляемые в славословие Богу, чтобы в неосмотрительном каком либо стремлении, даже не приметив того, не приписать Божию величию неприличных понятий. Такова, например, мысль, что награды живущим по Богу состоят в благополучии настоящей жизни: таково мнение, будто бы и по суду Божью прекрасно то, что таковым кажется человеческому чувству. Можно найти и много подобных сим мыслей, допускаемых неразумными в их понятиях о Боге. А тебе потребен разум знать о Нем только то, что, будучи произнесено, не послужит в хулу. Приличное служит Ему в похвалу выше того, что может быть изобретено человеческим естеством. Для нас же так вожделенно найти и не то, что должно о Нем знать, но то, что не может Он быть сравниваем ни с чем отличным от Него.

Что разумеем мы о хвале Давиду, а именно, что тому только, кто подобен ему, принадлежит хвала Божия, то же, кажется мне, должно знать и о молитве, когда услышим слова: «молитва Давиду», а именно, что должно и нам стараться жизнь свою уподобить его жизни, чтобы приобрести дерзновение молиться.

Так должно сказать и о надписании: «молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое» (Пс. 101). Потребно нам усильное восхождение к Богу, чтобы уразуметь, в чем мы обнищали; ибо не придем в вожделение истинных благ, если не поймем своей в них нищеты. Но каким–то одушевленным и внутренним соделается глас молитвы, когда узнаем, в чем мы обнищали, когда придем в уныние от замедления в исполнении желаемого, и в таком случае изольется моление наше, вместо слов, слезами из очей.

Так понимай и надписание: «молитва Моисея человека Божия» (Пс. 89), а именно, что приступит к Богу с молитвою можно не иначе, как разве кто, отрешась от сего мера, соделается человеком единого Бога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 5. (О надписаниях: «о тайных», «о наследствующей», «о заступлении утреннем», «о осмей», «о точилех»)

Глава 5. (О надписаниях: «о тайных», «о наследствующей», «о заступлении утреннем», «о осмей», «о точилех») Надписание: «о тайных» (Пс. 9) внушает нам с точностью преуспевать в Боговедении; потому что погрешительное мнение о Божеств — крайнее падение для души. Чем

Глава 6. (О надписаниях: «о Маелефе», «исход скинии», «о обновлении дому Давидова», «изступления», «в воспоминание», «исповедание», «столпописание», «да не растлиши»)

Глава 6. (О надписаниях: «о Маелефе», «исход скинии», «о обновлении дому Давидова», «изступления», «в воспоминание», «исповедание», «столпописание», «да не растлиши») А надписание: «о Маелефе», яснее переданное переложившими речение сие на эллинский язык, придает

64. В конец. Псалом, песнь. Давида. Песнь Иеремии и Иезекииля, народа переселенного, когда хотели они выходить (из плена)

64. В конец. Псалом, песнь. Давида. Песнь Иеремии и Иезекииля, народа переселенного, когда хотели они выходить (из плена) Тебе подобает песнь, Боже в Сионе, и Тебе воздастся молитва в Иерусалиме. Услышь молитву мою, к Тебе придет всякая плоть. Слова беззаконников превозмогли

75. В конец. Песнь. Псалом Асафа. Песнь об Ассириянине

75. В конец. Песнь. Псалом Асафа. Песнь об Ассириянине Ведом в Иудее Бог, в Израиле велико имя Его. И было в мире место Его и жилище Его в Сионе. Там Он сокрушил крепость луков, оружие, и меч, и брань. Ты светишь дивно с гор вечных. Смутились все неразумные сердцем, заснули сном

87. Песнь — псалом. Сынам Кореевым. В конец. Радостная хоровая песнь. Для ответа. В научение. Емана Израильтянина

87. Песнь — псалом. Сынам Кореевым. В конец. Радостная хоровая песнь. Для ответа. В научение. Емана Израильтянина Господи, Боже спасения моего! Днем и ночью взывал я пред Тобою. Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Ибо душа моя исполнилась

107. Песнь. Псалом Давида

107. Песнь. Псалом Давида Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Восстань, слава моя, восстаньте, псалтирь и гусли, восстану рано. Буду исповедаться Тебе, Господи, среди народов, воспою Тебе среди племен. Ибо велика, превыше небес, милость Твоя, и

Псалом 3. Молитва, упование и уверенность: псалом для нового времени

Псалом 3. Молитва, упование и уверенность: псалом для нового времени Этот псалом имеет ярко выраженную кульминационную точку в центре: молитва придает уверенность во всех жизненных обстоятельствах (5–7). Наблюдается движение мысли сначала к этому центру, а затем

Псалом 145. Индивидуальная хвала

Псалом 145. Индивидуальная хвала Псалмопевец хочет «восхвалять Господа» всем сердцем и душой, всей жизнью своей (1—2). 3—4 Он убежден, что только Господь достоин такой хвалы, ибо все упования на человека, независимо от его положения в обществе, призрачны и ненадежны. 5–10

Псалом 150. Всеобщая хвала!

Псалом 150. Всеобщая хвала! Это самый последний псалом славы, и в нем мысль, звучащая в Пс. 149:5—9 и нашедшая свое отражение в Ис. 45:23 и Флп. 2:11, приходит к своему кульминационному завершению в гимне всех спасенных (Отк. 5:8–14, 7:9–10).1—2 Воздать Богу достойную хвалу. С высоты Своей

Молитва и хвала

Молитва и хвала 14 Паси народ Свой,жезлом Своим направляйовец наследия Твоего, Господи,тех, что живут одиноко в зарослях диких.Пусть пасутся они на Кармеле,в Башане, в Гиладе, как в былые дни.15 «Как во дни исхода из плена египетского,явлю Израилю чудеса Свои», — ответил

Псалмопевец Давид — хвала и благодарение Псалом 102:1–5, 19–22; 105:1

Псалмопевец Давид — хвала и благодарение Псалом 102:1–5, 19–22; 105:1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя. Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от

Читайте также  Молитвы Св Киприану и иустине очищающие

Псалмопевец Давид — хвала и благодарение Псалом 102:1-5, 19-22; 105:1

Псалмопевец Давид — хвала и благодарение Псалом 102:1-5, 19-22; 105:1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя. Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от

123-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ)

123-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 123-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Я к небу обращаю взгляды, и в них — душа моя живая, и только одного мне надо: на милость Божью уповаю. Как раб — в хозяйские ладони, как в руки госпожи — рабыня, так мы, в собрании и в доме,

125-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ)

125-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 125-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Если жизнь твоя Сионом охраняема, не собьёт тебя с дороги ничего. Как громады гор вокруг Ерушалаима, так Господь вокруг народа Своего. Не позволит Он творящим злодеяния в жизни

128-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ)

128-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 128-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Вовек блажен, кто Господа боится и по Его путям идти готов; блажен, кто к жизни праведной стремится, кто ест и пьёт от собственных трудов. Всевышним это всё благословится покоем сна и

132-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ)

132-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 132-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Вспомни клятву Давидову, Господи Боже: «Не войду я в свой дом и не лягу на ложе, и глаза не сомкну я и в сон не впаду, если прежде для Бога жилья не найду». Будь же, Господи, в Храме для

Псалом 50: значение для христиан, правила чтения

Я уже много лет читаю разные молитвы и анализирую их смысл. Сегодня я хотел бы подробнее остановиться на 50 Псалме, объяснить его суть и правила чтения.

Важность молитв и псалмов

Сегодня количество христиан, регулярно посещающих церковь, крайне мало. А поскольку люди далеки от церкви, им неизвестны многие каноны и правила. Кроме того, не всякий человек понимает, когда и какую молитву нужно использовать. Разумеется, никто не может запретить человеку попросить Господа о чем-то своими словами. Однако подобное не может означать того, что знать молитву совсем необязательно. В действительности человеку, который желает быть как можно ближе к Господу, необходимо учить молитвы. Также не лишним будет и заучивание псалмов.

Что представляют собой псалмы?

Примечательно, что некоторые люди ошибочно ставят знак равенства между молитвой и псалмом. Вот только это не совсем правильно. Действительно, псалмы тоже представляют собой обращение к Господу и другим святителям. Однако такие тексты принято читать нараспев. Обычные молитвы так не читают. Это отличие необходимо обязательно запомнить. Поскольку каждый уважающий себя христианин должен знать, чем именно молитвы отличаются от псалмов.

Известно, что среди людей, которые еще не смогли найти свой путь к вере, очень распространен один миф. Он гласит, что псалмы никогда не читают, чтобы обратиться к Господу. Иными словами, они служат исключительно для восхваления Бога.

Нельзя сказать, что данное утверждение является неправдивым. Ведь, действительно, существуют такие тексты, которые принято читать исключительно в целях восхваления святителей и Творца. Вот только подобное не означает, что не существует таких текстов, которые позволили бы человеку обратиться к Творцу с определенной просьбой. Примечательно, что 50 псалом Давида именно для этого и служит.

Псалом 50: значение

Порой разобраться с тем, какой псалом использовать в той или иной ситуации, достаточно сложно. Разумеется, подобное случается, если человек далек от веры и совершенно не желает познавать религию. Все священнослужители и люди, которые часто посещают церковь, общаются с духовным наставником, тоже могут без особого труда ответить на вопрос, какой текст использовать.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Если говорить именно о псалме 50, то следует упомянуть одну интересную деталь. Дело в том, что большинство текстов, подобных этому, сегодня остаются неизвестными. В особенности для тех христиан, которые крайне редко посещают церковь. Однако этот псалом очень хорошо известен практически всем христианам, поскольку его достаточно часто используют в очень значимых литургиях. Например, его принято читать к причащению. А поскольку данная литургия хорошо знакома многим, то и текст известен.

Более того, нельзя сказать, что молебен принято использовать исключительно в определенных литургиях. Также духовные наставники рекомендуют его читать и дома. Например, как утреннюю молитву. Ведь правила этого не запрещают. Считается, что, используя псалом, можно обратиться к Деве Марии и ангелу-заступнику. И поэтому его рекомендуют использовать и в том случае, если человек попал в весьма затруднительное положение и теперь не может самостоятельно найти выход.

Чтобы осознать всю важность этого псалма, необходимо в первую очередь понять его смысл. По словам священников, основной смысл молебна заключается в следующем: покаяние и сокрушение. Наверняка многим людям данный смысл может быть и вовсе непонятен. Однако все становится более понятным, если обратиться к священному писанию, то есть к Библии.

В ней описан грех, который совершили Адам и Ева. Они не смогли сдержаться от искушения, и за это были наказаны Господом. Точнее, весь род людской понес наказание. Считается, что и сегодня люди расплачиваются за тот ужасный грех, который совершили Адам и Ева. Ведь они поддались искушению, которое им ниспослал сам дьявол. И поэтому необходимо не забывать молиться не только о собственном благе.

Если рассматривать жизнь, как наказание за грехопадение первых людей, то становится очевидным тот факт, что каждый человек обязательно должен пытаться вымолить прощение у Господа. Поскольку только покаяние всех людей сможет спасти человечество от ужасной участи. Именно в это и верят христиане. Вот только не многие из них готовы самозабвенно молиться, чтобы попытаться получить прощение Бога. Кроме того, нельзя забывать и о том, что данный псалом является своеобразным личным покаянием. Ведь человек не является идеальным. Наверняка в прошлом он также совершил какое-либо деяние, которое не являлось богоугодным. Следовательно, ему необходимо задуматься о том, чтобы получить прощение небес.

Особенности покаяния

Примечательно, что некоторые люди наивно думают, что покаяться человек может в любой момент. То есть совершенно не обязательно это делать каждый день. Действительно, храм открыт для прихожан. И они могут в любой удобный момент поговорить со своим духовным наставником. Однако подобное не означает, что необходимо избегать покаяния до последнего момента.

Ни для кого не является секретом тот факт, что в большинстве своем грешники склонны каяться в тот момент, когда сталкиваются с непреодолимыми трудностями. В такие моменты они понимают, что единственный, кто их может спасти, это Господь. Именно поэтому в момент наивысшего страдания они так искренне молятся. Нельзя сказать, что это в корне неправильно. Поскольку страдания Бог посылает своим творениям с одной целью – помочь им найти истинный путь, стать верующим человеком.

Когда использовать псалом

Теперь попытаемся разобраться в том, когда именно следует использовать данный псалом:

  • когда душа в смятении – в такие моменты как никогда важно, чтобы человек не сбился с истинного пути. Ведь в такое непростое время дьявол и будет посылать ему испытания;
  • если человек чувствует страх перед грехопадением – в случае, если христианин внезапно начинает ощущать, что им овладевает желание совершить грех, обязательно следует обратиться за помощью к небесам;
  • когда тяжесть совершенного греха слишком давит на человека – иногда случается так, что христианин, совершивший грех, внезапно начинает ощущать всю его тяжесть. Чтобы освободить душу, следует искренне покаяться. Только покаяние может помочь в этом случае.

Иногда грешники склонны отказываться от покаяния. Поскольку они считают, что подобное никак не может облегчить их участь. Ведь грехопадение было совершено. Это означает, что и расплата обязательно придет. Однако духовные наставники напоминают о том, что степень «ответственности» в данном случае будет сильно отличаться.

Необходимо помнить, что убийца, который лишил жизни человека, никогда не получит прощение Господа, если не раскается. В то время как христианин, совершивший такое же тяжкое преступление, но раскаявшийся и положивший жизнь на то, чтобы исправить ошибку, обязательно будет помилован. Именно в этом и заключается разница.

Правила чтения

Итак, мы выяснили, что псалом 50 можно читать в те моменты, когда душа человека заболевает. Под душевной болезнью принято понимать многое. Ведь это может быть и чувство вины за совершенный грех, и осознание того, что произошло грехопадение. Поэтому священнослужители рекомендуют в любой ситуации, когда человек начинает чувствовать необходимость в небесном покровительстве, читать псалом.

Однако, даже имея огромное желание прочитать строки «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей», далеко не каждый христианин осмелится это сделать. Поскольку его будут одолевать сомнения относительно того, как именно нужно читать псалом. Чтобы избавиться от этих сомнений, достаточно ознакомиться с канонами чтения, которые актуальны для всех псалмов:

  1. Псалмы запрещено читать в промежуток времени от Страстной седмицы до Фоминой недели. В эти дни никто не читает псалмы ни на богослужениях, ни дома. Это правило, которое необходимо запомнить и никогда его не нарушать. Поскольку подобное будет считаться проявлением неуважения ко Всевышнему. Разумеется, это неприемлемо.
  2. Кафизм рекомендуется при чтении делить на три Славы. Это, скорее, рекомендация, а не правило. Однако, если следовать этому правилу, необходимо запомнить, что перед и после кафизмы обязательно следует прочесть особые молитвословия. О них можно более подробно узнать у духовного наставника. Поскольку в некоторых случаях возникает необходимость индивидуально их подобрать.
  3. Читают псалмы нараспев. Это достаточно сложно, поэтому никто не может гарантировать, что получится сделать это с первого раза. Чтобы понять, как следует правильно читать, священнослужители рекомендуют чаще посещать богослужения. Поскольку так у человека появится возможность понаблюдать за священнослужителями и услышать, как именно они читают псалмы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector