Человек умер молитвы

Человек умер молитвы

Человек умер молитвы

Молитва о новопреставленном

Умерший человек, с момента смерти которого прошло не более 40 дней, считается новопреставленным. Считается, что первые 2 дня душа умершего находится на земле и только на третий день переносится на небеса, где будет находиться до 40 дня. Православные молитвы об усопшем человеке помогают его душе пройти все воздушные мытарства, и способствуют прощению Господом свершенных земных прегрешений.

Молитва о новопреставленном до 40 дней

В период до 40 дней молитвы об усопшем человеке следует читать, следуя определенным правилам. Все дело в том, что со дня наступления смерти Господь призывает к себе своего раба и с этого момента начинается сложный и тернистый путь для определения места для души усопшего.

Текст молитвы, читать над телом усопшего до 3 дней

Третий день после смерти человека называется третинами. На данные сутки душа упокоившегося отправляется на небо. Поэтому очень важно все три дня возносить молитвы над телом и после похорон, чтобы душа не маялась, а получила временное успокоение.

Сразу после смерти совершается специальный обряд омовения и облачения покойного. После него близкие люди могут прочитать молитву-обращение к Ангелу Хранителю над телом покойного.

Звучит она следующим образом:

Молитва за упокой после похорон

Молитва за упокой сразу после похорон очень важна, так именно в этот момент душе очень важна поддержка живущих близких людей. Ни в коем случае нельзя относится небрежно к умершим людям, так как в этом случае Господь оценит такое отношение и не окажет снисходительности к душе умершего на Страшном Суде.

Считается, что после похорон лучше всего прочесть специальную молитву в храме. Это самая сильная молитва. С ее помощью можно вымолить прощение многих грехов покойного человека, которые он свершил при жизни.

Текст молитвы после похорон звучит так:

Молитва на 9 день после смерти

С третьего на девятый день на небесах душе усопшего показывают райские кущи. После этого ей придется блуждать по аду, переживая разные мытарства. Чтобы поддержать душу усопшего перед ожидаемыми испытаниями, в тот день рекомендуется обязательно устраивать поминки.

Молитва, которая читается на 9 день после смерти, звучит так:

Молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного

Очень сильной молитвой за новопреставленного является обращение к Пресвятой Богородице. При жизни Пречистая Дева Мария испытала много горя, связанного с потерей близких людей. Поэтому ее молитвы всегда успокаивают, но самое главное, то такие обращения обязательно учитываются Господом при вершении Суда.

Молитва об упокоении души новопреставленного

До 40 дней молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного звучит следующим образом:

Молитва о новопреставленном усопшем после 40 дней

После 40 дней молиться об упокоении усопшего, обращаясь к Пресвятой Богородице, нужно в специальные дни, а также тогда, когда в этом возникает внутренняя необходимость. Для этого не обязательно посещать. Можно возносить молитву Пречистой Деве Марии в домашних условиях перед ее образом.

Звучит молитва так:

Какие молитвы принято читать об усопших и зачем это нужно

Согласно канонам православной веры, умершие люди, если за них возносятся молитвы за упокоение души, получают облегчение, а иногда и освобождение от загробных Божьих наказаний за свершенные при земной жизни прегрешения. Об это говорит Святитель Иоанн в своей «Жизни после смерти».

Звучит это приблизительно так:

Поминовение новопреставленного должно обязательно проводиться на 3,9 и 40 день. При этом:

  • В 3-й день после смерти поминальные молитвы читаются в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и образа Пресвятой Троицы.
  • В 9-й день после смерти молитвенные обращения совершаются в честь девяти ангельских чинов, являющихся слугами Царя Небесного и ходатайствующих о помиловании усопшего.
  • В 40 -й день, по преданию апостолов, основанием для молитв является сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея.

После 40 дня особенно сильны поминовения на Литургии, которые совершаются священниками для упоминания усопших верующими подаются специальные записки. Следует понимать, что определенного установленного числа молитв, гарантирующих попадания душ в рай не существует. Живущие не могут ничего знать о Божьем Суде. Поэтому при каждом возможном случае следует подавать записку в храме перед проведением Литургии.

Кроме того поминальные молитвы важны для живущих, так как только с их помощью можно утолить скорбь разлуки с умершим человеком. Во время молитвенных обращений приходит понимание того, что христианство не связывает жизнь с концом всего. Она является переходным этапом, который предначертано Богом пройти любому человеку. Смерть с точки зрения христианства — это переход на другой, более совершенный уровень жизни. Душа бессмертна, поэтому провожать ее в другой мир всем живущим нужно не слезами, а молитвой за упокой души. А после того, как ее участь будет решена на Божьем Суде, необходимо поддерживать ее периодическим чтением молитв за упокой в определенные, назначенные Церковью дни. В это время читаются панихиды — общественные богослужения.

Как молиться о человеке в первые дни после смерти

Когда тело усоп­шего омыто и одето, сразу же начи­нают читать канон, назы­ва­е­мый «После­до­ва­ние по исходе души от тела». Это после­до­ва­ние поло­жено читать свя­щен­нику, для чего он при­зы­ва­ется в дом умер­шего.

Если тако­вой воз­мож­но­сти нет, то после­до­ва­ние могут про­чи­тать бли­жай­шие род­ствен­ники и зна­ко­мые. Выше при­ве­дена ссылка на канон в версии для чтения миря­ни­ном. Если чело­век умер вне дома и тела его в квар­тире нет, то в час сооб­ще­ния о смерти все равно нужно про­чи­тать этот канон и далее читать Псал­тирь.

Если смерть насту­пила в Пас­халь­ную сед­мицу (8 дней от Пасхи до втор­ника Фоми­ной недели – Радо­ницы), то помимо «После­до­ва­ния по исходе души от тела» чита­ется Пас­халь­ный канон.

В Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствует бла­го­че­сти­вый обычай непре­рыв­ного чтения Псал­тири над телом покой­ного вплоть до его погре­бе­ния. Псал­тирь нужно читать сразу по кон­чине, если даже тело усоп­шего нахо­дится вне дома. Псал­тирь чита­ется и в даль­ней­шем в молит­вен­ную память о почив­шем, в дни поми­но­ве­ния, а особо уси­ленно в первые сорок дней по кон­чине. Мнение, что смерть в Страст­ную сед­мицу усу­губ­ляет грехи усоп­шего, а в Пасху или Свет­лую сед­мицу облег­чает – неверно.

Не без при­чины и не без цели Цер­ковь с древ­ней­ших времен поло­жила читать над гробом умер­шего книгу псал­мов, а не другую книгу Свя­щен­ного Писа­ния. Именно Псал­тирь вос­про­из­во­дит все мно­го­об­ра­зие дви­же­ния нашей души, так живо сочув­ствует и нашей радо­сти, и нашей скорби, так много про­ли­вает уте­ше­ния и обод­ре­ния в наше сердце. Чтение Псал­тири – молитва Гос­поду об усоп­шем – уте­шает скор­бя­щих и помо­гает душе ново­пре­став­лен­ного в ее загроб­ных стран­ствиях.

Псал­тирь раз­де­лена на 20 боль­ших частей – кафизм (от гре­че­ского слова «кафизо» – «сижу», что озна­чает воз­мож­ность сидеть при чтении Псал­тири). Каждая кафизма делится на группы псал­мов, отде­ля­е­мых словом «Слава». Псал­тирь – состав­ная часть Библии, однако, обре­сти Псал­тирь можно и в отдель­ном изда­нии, и в неко­то­рых молит­во­сло­вах.

Если Псал­тирь читает миря­нин, то чтение начи­на­ется с про­ше­ния «Молит­вами святых отец наших…», затем пред­на­чи­на­тель­ные молитвы: «Царю Небес­ный», «Три­свя­тое», «Пре­свя­тая Троице», «Отче наш» и далее по порядку. Каждая кафизма начи­на­ется молит­во­сло­вием: «При­и­дите, покло­нимся Цареви нашему Богу», «При­и­дите, покло­нимся и при­па­дем Христу, Цареви нашему Богу», «При­и­дите, покло­нимся и при­па­дем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».

Затем чита­ются псалмы до слова «Слава», что озна­чает «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу». На каждой «Славе» чита­ется молитва «Помяни, Гос­поди Боже наш…», нахо­дя­ща­яся в конце «После­до­ва­ния по исходе души от тела» с упо­ми­на­нием имени усоп­шего. Затем про­дол­жа­ется чтение псал­мов до сле­ду­ю­щей «Славы». По окон­ча­нии кафизмы читают «Три­свя­тое», «Пре­свя­тая Троице», «Отче наш», тро­пари и молитву, поло­жен­ную после каждой кафизмы. Воз­бра­ня­ется при чтении Псал­тири добав­лять молитвы неиз­вест­ного про­ис­хож­де­ния и вообще любые молитвы, не нахо­дя­щи­еся в Бого­слу­жеб­ных книгах.

Во время Пас­халь­ной недели (8 дней от Пасхи до втор­ника Фоми­ной недели – Радо­ницы) в церкви чтение Псал­тири заме­ня­ется чте­нием Пас­халь­ного канона. Дома над усоп­шим чтение Псал­тири также можно заме­нить чте­нием Пас­халь­ного канона. Но если такой воз­мож­но­сти нет, то можно читать и Псал­тирь, т.к. Псал­тирь упо­треб­ля­ется с первых времен хри­сти­ан­ства не только в одних скорб­ных слу­чаях, но и в радост­ных, а Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния ука­зы­вают читать Псал­тирь в 3‑й день по кон­чине ради Того, Кто в 3‑й день вос­крес из мерт­вых. Отсюда сле­дует заклю­чить, что нет надоб­но­сти отла­гать чтение Псал­тири над усоп­шим и в святые дни Пасхи. Для выра­же­ния же боль­шей тор­же­ствен­но­сти празд­ника, можно делать неко­то­рые при­бав­ле­ния пас­халь­ных песней, по про­чте­нии каждой кафизмы и даже «Славы». Если к гробу умер­шего при­гла­шен свя­щен­ник, то он совер­шает заупо­кой­ное бого­слу­же­ние – литию или пани­хиду. В первый же день нужно поза­бо­титься о цер­ков­ном поми­но­ве­нии усоп­шего. Жела­тельно сразу же, в день смерти, зака­зать соро­ко­уст в тех храмах, где бого­слу­же­ние совер­ша­ется еже­дневно.

Если рядом несколько храмов, то хорошо в них подать записки с именем усоп­шего на Боже­ствен­ную литур­гию или на пани­хиду. Делать это можно и даже нужно еще до отпе­ва­ния и погре­бе­ния. Усоп­шие, со дня кон­чины кото­рых не прошло 40 дней, назы­ва­ются ново­пре­став­лен­ными.

Пока гроб с покой­ным нахо­дится дома, про­щаться с усоп­шим при­хо­дят род­ствен­ники, друзья, зна­ко­мые. И, в боль­шин­стве слу­чаев, подойдя к гробу, не нахо­дят нужных слов для про­ща­ния. Самое умест­ное в этом случае, осенив себя крест­ным зна­ме­нием, про­чи­тать сле­ду­ю­щие крат­кие молитвы:

«Со свя­тыми упокой, Христе, душу усоп­шего раба Твоего ново­пре­став­лен­ного(имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воз­ды­ха­ние, но жизнь без­ко­неч­ная», или: «Упокой, Гос­поди, душу усоп­шего раба Твоего ново­пре­став­лен­ного (имя), и прости ему вся согре­ше­ния его воль­ная и неволь­ная, и даруй ему Цар­ствие Небес­ное».

При смерти жен­щины в молит­вах соот­вет­ственно чита­ется «душу рабы Твоей ново­пре­став­лен­ной (имя)».

Необ­хо­димо попро­сить про­ще­ния у почив­шего и про­стить ему все обиды.

Молитвы у одра умирающего

Как помочь умирающему, облегчить его участь? Земная жизнь человека — это всего лишь первый этап его существования, подготовка к более высокому и важному, которое ждёт каждого на «том» свете. В завершении земного пути с каждого спросится, как жил, думал. Об этом гласят все религии мира. Вот почему так важно перейти порог в состоянии чистой совести, безгрешности, умиротворенности и покоя. Или хотя бы по возможности перед смертью исповедаться и причаститься.

Довольно часто случается, что умирающий находится без сознания и не способен сам почитать молитвы. Или у него нет сил для этого.

Пригласить священника тоже не у всех есть возможность, а порой и нет такого рядом такого человека. Что делать в этом случае? Ведь перед тем, как покинуть земную жизнь важно очистить душу человека от всех пороков и грехов. Как приблизиться к раю Господнему?

Могут исправить ситуацию близкие умирающего. Для того следует читать молитвы за умирающего.

В них содержатся просьбы не о здравии и исцелении, а скорее о благодатном исходе, чтоб Господь избавил от мучений и принял в Царствие своём. Хотя на всё Божья воля, кому и когда уйти у каждого свой срок.

Какие молитвы читать умирающему

Обращение к высшим силам избавит страдающего от мученической смерти и уготовит для него райский путь. Больной умирающий сам читает молитвы:

Молитва умирающему к Господу спасителю нашему Иисусу Христу

Земной наш Господь Иисус Христос, Наш Спаситель. Помоги мне очистить душу свою. Помоги избавиться от пороков земных. Помоги укрепить плоть свою. Я молю тебя о прощении Всем душам моих близких, Живущих на Небе и на Земле. Я молю Тебя о прощении всем душам земным. Я молю тебя послать нам свою благодать И повести нас по пути Неба. Я молю Тебя о здравии тела моего. Тело мое мешает душе моей очиститься. Помоги мне избавиться от хвори моей тяжкой. Помоги мне выгнать тлен из телес моих. Я буду верить, и идти за Тобою. Славить Тебя И беречь Душу свою. Аминь.

В словах нужно заменить на «раба божьего», если читаете за другого человека.

«Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) словами Божественного Евангелия, читаемыми о спасении раба Твоего( имя рек). Пошли, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Ещё одна очень хорошая молитва к Богу:

Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, заступи, спаси, помилуй и сохрани Боже, Твоею благодатию душу раба Твоего (имя), и грехи юности и неведения его не помяни, и даруй ему кончину христианску, непостыдну и мирну, и да не узрит душа его мрачного взора лукавых демонов, да приимут его Ангели Твои светлии и пресветлии, и на Страшном Суде Твоем милостив ему буди, ибо Твое есть единого Господа, еже миловати и спасати нас.

Молитвы для умирающего от близких людей

Душа христианская, ты оставляешь этот мир во имя Бога Отца всемогущего, Который тебя сотворил; во имя Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Который за тебя страдал; во имя Духа Святого, Который на тебя снизошёл. Да упокоишься сегодня и поселишься на священном Сионе с Пресвятой Богородицей Девой Марией, со святым Иосифом и со всеми Ангелами и святыми.

Дорогой брат (дорогая сестра), отдаю тебя Богу всемогущему, Творцу твоему, чтобы вернулся (вернулась) ты к Тому, Кто тебя создал из праха земного. Когда ты покинешь эту жизнь, пусть выйдут тебе навстречу Пресвятая Богородица Дева Мария, все Ангелы и святые.

Да избавит тебя Христос, пострадавший за тебя на кресте. Да избавит тебя от смерти вечной Христос, отдавший за тебя жизнь. Да приведёт тебя Христос, Сын Бога Живого, в рай, и да причислит тебя Пастырь истинный к овцам Своим. Да отпустит Он тебе все прегрешения и примет тебя в число избранных Своих.

Да увидишь ты лицом к лицу своего Искупителя и утешишься созерцанием Бога во веки веков. Аминь.

Прими, Господи, раба Своего (рабу Свою) в месте спасения, на которое он (она) надеется по милосердию Твоему.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою) от всякой тревоги.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты спас Ноя от потопа.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты вывел Авраама из земли Халдейской.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Иова от его страданий.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Моисея от руки фараона.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Даниила, брошенного в ров со львами.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил трёх отроков из печи огненной и от царя неправедного.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Сусанну от лживого обвинения.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Давида от царя Саула и от Голиафа.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Апостолов Петра и Павла из темницы.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), через Иисуса Христа, нашего Спасителя, принявшего за нас смерть и даровавшего нам жизнь вечную.

Господи Иисусе Христе, вверяем Тебе раба Твоего N (рабу Твою N) и молим Тебя, Искупитель мира, прими милостиво его (её) в Своё Царство и одари вечной радостью, ради Своего милосердного сошествия с небес.

Или такая молитва

Господи, сердце мое трепещет. Силы мои меня покидают. Кровь в моих жилах холодеет. Отец мой, если нельзя мне задержаться здесь, если я должен прийти к Тебе, Господи, облегчи мне предстание мое. Зачти мне, Всемилостивый, веру мою. Ужасаюсь я, Господи, пощади меня. Все и всех оставлю я. И в дорогу не беру с собой ничего. И никто не сможет удержать меня, ибо Ты позвал меня к Себе, мой Отец.

Молитва за умирающего, читают родные и близкие

Если умирающий не в состоянии читать сам, находится в бессознательном состоянии, то читают за него родные.

Кондак 4

Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится к Тебе молитва моя.

Будет здесь весьма уместен антифон:

Славься, Царица, Матерь милосердия, жизнь, отрада и надежда наша, славься. К Тебе взываем, изгнанные чада Евы. К Тебе воздыхаем, стеная и плача в этой долине слёз. О Заступница наша! К нам устреми Твои милосердные взоры, и после этого изгнания яви нам Иисуса, благословенный плод чрева Твоего. О кроткая, о благая, о сладостная Дева Мария.

И в самом конце, когда наступает моменты отделения души от тела, жизнь покидает человека произносят:

Придите, святые Божии, поспешите навстречу, Ангелы Господни.

Примите эту душу, превознесите её пред лице Всевышнего.

Помолимся, тебе, Боже, мы препоручаем брата нашего (сестру нашу, рабу божью (имя рек) и просим Тебя, Отче милосердный: отпусти ему (ей) грехи, которые он совершил (она совершила) по слабости человеческой, дабы умерший (умершая) для мира жил(а) для Тебя. Через Христа, Господа нашего.

Рядом с усопшим зажигают свечи или лампаду в знак веры в жизнь вечную.

У Бога все живы. Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших

Православный обряд погребения

Конец жизни человека

Как молиться за умирающего человека. Как читать канон над умирающим человеком. Для чего читается отходная.

Как молиться за умирающего человека. При конце жизни человека, при отходе его из этого мира, над ним читается особый канон – собрание песней-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» – слово греческое, в переводе означает «правило».

В православном молитвослове этот канон называется так: «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущаго глаголати» (говорить), и часто его называют отходною (молитвой).

Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык: «Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает, потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (песнь 6); «Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного, к долгому страшному пути. Да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (песнь 7); «Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (песнь 9).

Как читать канон над умирающим человеком. Молитвы и прошения, перед которыми есть примечания: «иерей» (священник), «молитва от иерея глаголемая» или «посем начинает иерей» – мирянами не читаются.

Канон начинаем читать с предначинательных молитв, иногда кратко обозначаемых в молитвослове: Трисвятое. По Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Далее канон читается по указанному порядку.

В каноне девять песней (вторая песнь не читается). В каждой из песней есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев, указанный в 1-й песни. Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается. Если перед началом тропаря стоит «Слава», то читать следует: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «И ныне» – «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». В конце канона читают молитвы: Достойно есть. Трисвятое. По Отче наш. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды).

Для чего читается отходная. В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом; особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их.

Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, чтобы попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой смягчить не столько телесные, сколько душевные его страдания, облегчить душе выход из тела.

Обряд погребения

Омовение и облачение умершего. Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание. Погребение.

Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тела своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.

Читайте также  Молитва на тренировку

Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он член Церкви Христовой. В развалинах этого некогда величественного храма носился, жил и действовал животворящий Дух Божий (см.: 1 Кор. 6: 15—19). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием (см.: 1 Кор. 15: 53). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.

Трогательные обряды, совершаемые Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от богопросвещенных Апостолов и первых христиан.

Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение производится в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лицом Божиим после всеобщего воскресения.

Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока там находится покойник.

При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой или губкой.

После омовения тело христианина одевают в новые светлые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (см.: 1 Кор. 15: 53). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.

Если вдруг на человеке во время кончины не было креста, то после омовения его обязательно надевают.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку умершего кладут икону (или крест): для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. Можно и так: в левую руку – крест, а на грудь – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (всегда имел) Господа перед собой, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.

Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и гроб внутри и снаружи. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят во гроб.

На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят туда для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее. Умерший христианин украшается венцом как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Этим показывается, что окончивший свое земное житие надеется за свои подвиги получить венец (см.: 2 Тим. 4: 7 – 8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу.

Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область Света – в лучшую, загробную жизнь.

Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» [1] . Если человек умер не дома и тела дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон.

Читать канон следует с предначинательных молитв, затем псалом 90-й, далее – по порядку, указанному в молитвослове.

Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песней. Перед тропарями (песнями, начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоей)» с прибавлением полного имени усопшего.

Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека; поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего», произносить еще имена недавно умерших знакомых, родителей, родственников и т. п. Канон читается только за одного.

В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением имени покойного: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (-уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имярек [2] )…». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имярек), Господи».

«Последование» читается с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.

Вот молитвенные прошения из этого канона: «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (5-я песнь); «Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (4-я песнь); «Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его (умершего)» (из начального тропаря).

Затем в течение трех дней над умершим читают Псалтирь. Ее начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.

Псалтирь разделена на двадцать больших частей – на кафизмы. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу:

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему».

После этого читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом «Слава», трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды). Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…». После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и так далее).

В каждой кафизме трижды читается «Слава»; следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.

Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина все то время, пока умерший остается непогребенным.

Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, много проливает утешения и ободрения в наше скорбящее сердце. Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем…

Какие молитвы читать до похорон и после них

Людям, придерживающимся сугубо светских взглядов, представляется, что умершему уже ничем нельзя помочь. Остаётся лишь организовать похороны, провести поминки, поставить на могиле памятник и сохранить о человеке, ушедшем из жизни, добрую память.

Православные верующие, напротив, убеждены в том, что покойному, точнее, его душе можно оказать действенную помощь молитвенным поминовением. Молитва за усопшего бывает краткой, выраженной своими словами, и даже безмолвной, когда говорить невозможно из-за глубокого горя, но может быть и продолжительной, ежедневной, следующей традиционно установленным канонам.

Какую пользу приносят душе умершего молитвы живых?

Согласно учению Церкви, исключительно важно молиться за недавно скончавшегося православного именно в первые сорок дней со времени смерти, так как за этот срок определяется место временного, до Страшного суда, пребывания его души в раю или аду.

После смерти христианин уже никак не может самостоятельно облегчить свою участь. Она может быть изменена только молитвами родных и близких, поминовением на литургии, раздачей милостыни с просьбой помянуть человека.

Отпевание — особый обряд, который, согласно христианскому вероучению, освобождает покойного от земных прегрешений и направляет его душу к жизни вечной.

Передаётся история о том, как в Киево-Печерском монастыре похоронили умершего монаха, имевшего многие грехи не исповеданные. Спустя время игумен и насельники монастыря во снах своих увидели, как мучается в аду нерадивый их собрат. Иноки стали молиться за грешника, и лицо его в новых видениях, приходивших им, светлело и умиротворялось. Молитвами братии грехи усопшего были прощены, и он попал в райскую обитель.

Домашние молитвы об усопшем и записки, подаваемые в храме

Если подготовка тела усопшего к православным похоронам проводится дома, то при омовении читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй». Затем покойного облачают в чистые, по возможности новые одежды, возжигают лампаду или свечу, которая будет гореть всё то время, пока тело находится в доме, и читают каноническое «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтирь по усопшему с усиленными молитвами о новопреставленном.

Если человек скончался вне дома и тело перевезено в морг, то «Последование по исходе души от тела» читают в красном углу перед иконами, а затем переходят к Псалтири по усопшему.

В самый день смерти надо позаботиться также о церковном поминовении покойного. Лучше всего заказать Сорокоуст. Для этого в храме, на листочке «О упокоении» вверху пишется «Сорокоуст», а строчкой ниже — имя покойного в родительном падеже. По этой записке умершего будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней.

После отпевания в третий день родные и близкие читают Канон об усопшем. Также традиционно читается Псалтирь по усопшим. Правила чтения есть внутри самой Псалтири, там написано, что читать, как и когда поминать покойного.

Как читать молитвы об усопшем

Действие молитвы сравнивают с открытием двери, через которую в душу входит благодать Христова. Поэтому моление, совершаемое со вниманием и благоговением, очищает самого молящегося и оказывает целительное действие на душу усопшего.

Действенность молитвы за умершего прямо зависит от того, живёт ли сам молящийся по заповедям Христовым, готов ли он к «утруждению тела и скорби сердечной», без которых, как писали святые отцы, не будет иметь души всякое молитвословие.

Святитель Феофан прямо высказывался о том, что одно лишь церковное поминовение без молитв родных и близких не имеет должной силы: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне. Да и где им на всех наболеться?!»

Молитвы об умерших

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься от грехов и спокойно отправиться в Царствие Небесное, где она обретет вечный покой.

Молитвы об усопших — это не только дань уважения, но и способ заручиться поддержкой рода для удачи в жизни. Таким образом живые просят у Бога милости, так как молитвы спасают и наши души, позволяя им очиститься через искреннюю веру и покаяние. Они настраивают на умиротворение, искореняя все нечестивое, что творится у нас в сердцах, способствуют духовному росту и развитию. Молитвы также помогают подготовиться к внезапной кончине, ведь, как ни прискорбно, никто не не знает, когда этот час наступит. Души усопших охраняют тех, кто не предает забвению память предков, а посещает кладбище и заказывает в церкви молебны по близким людям, оставившим нас. Для этого перед литургией христиане приносят записки с именами всех покойных крещеных родственников и близких людей.

Если вы не знаете, жив или нет ваш близкий человек, по прошествии определенного времени необходимо обратиться к священнику, чтобы тот отпел его, дабы душа не металась по нашему миру в поисках выхода. Часто предпосылками к отпеванию служат вещие сны, где пропавшие без вести родственники, погибшие при различных обстоятельствах, подают знаки живым. В таком сне вы можете увидеть его мучения, взгляд, полный мольбы, или даже прямое обращение покойного с просьбой предать земле его прах и помолиться за его душу.

Молитва об умершем

«Великий Господи, опора в жизнях наших. Каждый предстанет пред очами Твоими в назначенный час. Разными путями, но неизменно в положенный час все до единого предстаем пред судом Твоим. Молим Тебя, Отче, помилуй души усопших братьев наших, родителей, детей и близких. Даруй им милость свою, как прощаешь грехи раскаивавшимся искренне. Избавь их от мучений, прости и помилуй их невольные грехи, совершенные по незнанию. Как чада просят прощения у родителей своих, так и мы молим тебя о прощении. Господи Всемогущий, молим тебя с верою искренней и о покаянии всех умерших, чей прах не погребен, чьи помыслы неясны. Даруй им справедливый суд, но упаси от дьявольских терзаний. Избавь души их от вечного скитания по грешной Земле, забери под свой покров. Аминь».

Молитва об усопших родственниках

«Всемилостивый Отец наш небесный! Я, раб грешный (имя), молюсь тебе в смирении. Упокой души родственников моих, покинувших наш мир (имена). Рабы Божьи теперь во власти Твоей. Их тела преданы земле, а вечные души направились в Царствие Небесное. Прими их и прости всемилостью своей, отпусти им грехи их прижизненные, вольные и невольные, и допусти их к вечному причастию. Позволь им наблюдать за нами, в живых находящихся, и через Твою милость подсказывать путь единственно верный и праведный. Аминь».

Молитвы за всех умерших в веках

«Раб грешный (имя), узами грехов скованный, просит у Тебя, Создатель, прощения и очищения. Пред Твои очи со смирением пришел я со своими бедами, позволь же мне помолиться за души всех умерших. За грешников и праведников, воинов и детей, стариков и молодых. Во всех веках души к тебе стекаются-возносятся. Не оставь ни одной без внимания, да прости им все их вольные и невольные ошибки. Жизнью и смертью Тебе обязанный, я молюсь о наставлении, покое и мире в сердце. Огради меня от бесовских проявлений при жизни, а я буду помнить о всех, кто почил ныне, и воздавать им уважение через слова молитвы искренней и очищающей. Да будет так во веки веков, и все грешники праведниками окажутся, да наступит на земле благословенное Царствие Небесное. Аминь».

Не забывайте почитать память своего рода, ведь каждый преданный земле возносится на Небеса, где продолжает наблюдать за своими родственниками и оказывать посильную помощь. Посещайте могилы, отдавая уважение, зажигайте свечи, чтобы очищающий огонь через молитвы и раскаяние освободил и ваши души от всех прегрешений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector